Голодный год: дилеры Татарстана ждут сокращения дефицита автомобилей
Рост цен и дефицит
Директор автосалона Volvo Car Горки Марат Замалутдинов рассказал РБК Татарстан, что сейчас на рынке отмечается дефицит автомобилей, но он несравним с IV кварталом прошлого года. Ситуация начала улучшаться. «Цены растут по всем брендам и по прогнозам будут продолжать расти и в дальнейшем», — прогнозировал он.
Эксперты «Авито Авто» сообщают, в I квартале 2021 года продажи автомобилей премиальных брендов, не старше трех лет, на вторичном рынке Татарстане выросли на 11%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Их средняя стоимость в начале текущего года, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 19,2% до 3,3 млн рублей. Рост средней цены, по отношению к IV кварталу 2020 года, составил 8,2%.
«По автомобилям премиум-класса ощущается легкий дефицит. В сегменте масс-маркет насыщения рынка пока не произошло. По нашим подсчетам, все автомобили подорожали, в среднем, на 5-8%», — сообщили в компании «ТрансТехСервис».
Автодилер считает, что повышение цен не приведет к значительному падению спроса, и рынок сохранит положительную динамику до конца года.
Руководитель отдела выкупа авто с пробегом «АВТОСЕТЬ.РФ» Артем Нахаев охарактеризовал ситуацию на рынке республики, как стабильную. Уверенный рост стоимости показывают автомобили с пробегом, который, по сравнению с прошлым годом, составил порядка 3-6% .
«Ситуация после «пандемийного» бума вышла на своеобразное плато и зафиксировалась. Все дальнейшие перемены на данный момент сложно спрогнозировать. По нашим оценкам, динамика останется в течение ближайшего квартала без существенных изменений», — сказал Нахаев.
Продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ в марте упали на 5,7% до 148,7 тыс. машин, сообщило издание «Коммерсантъ» со ссылкой на ассоциацию европейского бизнеса (АЕБ). Если в феврале повышение доступности машин у дилеров вместе с низкой базой привели рынок в символический плюс, то в прошедшем месяце на результат повлияли как относительно высокая реализация в марте 2020 года из-за девальвации, так и усложняющийся дефицит.
В минпромторге РФ считают, что нехватка машин на рынке — штатная ситуация. По итогам первого квартала реализация машин также оказалась в минусе — на 2,8%.
В ожидании изменений
Доцент кафедры коммерции и торгового дела университета «Синергия» Алиса Храмова назвала ситуацию на автомобильном рынке противоречивой. В I квартале 2021 года влияние на ситуацию оказывал отложенный спрос, сохранившийся с прошлого года, а также нестабильность рубля. «Во-первых, летом прошлого года многие заводы были остановлены, в результате чего возник некоторый дефицит продукции. Во-вторых, российский авторынок до сих пор сильно зависит от иностранных производителей: многие компоненты для машин, выпускаемых в РФ, привозят из-за рубежа», — сказала она.
По словам Храмовой, в Татарстане, как и во многих городах России, сохраняется дефицит на авто, который спровоцирован повышенным интересом со стороны клиентов. В 2020 году цены на автомобили в республике резко подскочили иза-за подорожания новых автомобилей, отложенного спроса после периода самоизоляции, а также перебоев в цепях поставок новых автомобилей от производителей из-за карантина.
«Не стоит ждать, что рынок существенно вырастет. Впрочем, кое-какие подвижки все же ожидаются. Например, к запуску готовится предприятие в ОЭЗ «Алабуга» в Елабужском районе, где будут собирать российские люксовые автомобили: в 2021 году завод Ford Sollers в Елабуге запустит серийное производство Aurus. С большой долей вероятности, можно предположить, что наибольший рост ожидают отечественные компании, а также тех автопроизводителей, чьи производственные площади располагаются в России», — считает Храмова.