Территория COVID: врачи рассказали о работе в инфекционном госпитале
В соответствии с планом министерства здравоохранения Республики Татарстан на базе травматологического корпуса РКБ развернут и функционирует с 10 апреля временный инфекционный госпиталь для диагностики и лечения пациентов с COVID-19.
При этом Республиканская клиническая больница продолжает прием пациентов с другими заболеваниями по экстренным и неотложным показаниям со всей территории республики. О работе больницы рассказала заместитель главного врача РКБ по клинико-экспертной и организационно-методической работе Елена Демьянова.
— Сколько сейчас пациентов в инфекционном госпитале? Какому количеству из них нужна кислородная поддержка?
По состоянию на утро 9 мая в нашем госпитале находилось 220 пациентов, 12 из них на искусственной вентиляции легких. Всего в палатах интенсивной терапии и реанимации находится 18 пациентов.
— Какие пациенты к вам поступают и какую помощь вы им оказываете?
Временный инфекционный госпиталь РКБ выполняет одновременно три функции.
Во-первых, провизорную: мы госпитализируем пациентов старше 60 лет с признаками ОРВИ и пневмонии и диагностируем у них инфекцию COVID-19. Мы проводим им первичное лабораторное тестирование на наличие инфекции.
Затем всем пациентам выполняется компьютерная томография. Так как даже при отрицательном первичном анализе и отсутствии признаков заболевания, томография может выявить патологические изменения, которые приведут в последующем к ухудшению состояния пациента. Наша задача их выявить и предпринять все меры для предупреждения прогресса заболевания и развития тяжелых форм, опасных для жизни пациента.
Далее при исключении заражения коронавирусом пациенты переводятся для продолжения лечения в другую больницу, а при подтверждении – поступают в инфекционные отделения госпиталя РКБ и получают уже специфическую терапию.
В COVID-госпиталь РКБ направляются пожилые пациенты, они изначально имеют множество заболеваний, которые усугубляют течение COVID-19 и создают дополнительные сложности при лечении.
Кроме того, во временный инфекционный госпиталь РКБ доставляются для лечения пациенты с острыми хирургическими, нейрохирургическими, травматологическими и гинекологическими патологиями и с подозрением либо уже подтвержденной новой коронавирусной инфекцией. Поэтому мы работаем мультидисциплинарной бригадой с привлечением любых имеющихся в РКБ специалистов.
В перинатальный центр РКБ направляются беременные, высокой степени риска, с ОРВИ, пневмониями и COVID-19.
Госпиталь расположен в Травматологическом корпусе РКБ. Это корпус «Б» – отдельно стоящее здание. На входе дежурят 2 человека. Рядом с ними, на столе лежит лоток с несколькими десятками ртутных градусников, перчатками и масками.
Температуру измеряют всем, кто заходит в корпус при каждом посещении. Использованный градусник отправляется в лоток с дезинфицирующим раствором.
Маска и перчатки – обязательный атрибут для любого сотрудника РКБ. Тем, кто проходит внутрь, положена еще и шапочка.
— Как организована работа в других подразделениях РКБ?
В приемно-диагностическое отделение РКБ продолжают поступать пациенты с инсультами, инфарктами, которым необходимо оказать срочную помощь или которым требуется экстренная операция.
Также мы не можем отказать тем, кто получает этапное лечение, при прерывании схемы которого возможны тяжелые рецидивы заболевания с развитием осложнений. Сюда относится проведение программной цитостатической терапии в онкогематологии, пульс-терапии гормонами, лечение генно-инженерными препаратами при неспецифическом язвенном колите и болезни Крона.
Однако в современных условиях каждый не обследованный пациент может быть потенциально опасным носителем COVID-19. Для них у нас создана так называемая буферная зона. В ней персонал работает в защитных костюмах. Пациенту проводят тест, и только при отрицательном результате его переводят в основной стационар, где он проходит необходимый курс лечения.
Если пациент получает положительный результат на коронавирусную инфекцию, то его переводят в инфекционный госпиталь, и он проходит лечение там.
— Как обстоят дела с материальным обеспечением?
У нас достаточный запас всего необходимого: и средств индивидуальной защиты для персонала, и лекарственных препаратов, и расходных материалов для оказания помощи пациентам с COVID-19.
Помощь оказывается персоналом больницы: без врачей, медсестер и младшего персонала невозможно выздоровление пациента. Поэтому сохранение здоровья и поддержка сотрудников – важнейшая задача администрации больницы.
Что касается средств индивидуальной защиты, то каждый работающий в госпитале обеспечен перчатками, специальным респиратором, защитным многослойным костюмом, бахилами.
Снятие костюмов, как и их надевание, поэтапный сложный процесс. Перед тем, как снять костюм, сотрудники проходят общую обработку. После снятия каждого элемента защитного снаряжения, необходимо проводить дополнительную обработку.
При несоблюдении этих правил человек имеет риск получения заражения. Когда врачи выходят из «грязной зоны», им закапывают раствор борной кислоты в глаза и нос, они прополаскивают горло спиртовым раствором.
Также они регулярно проходят тестирование на коронавирусную инфекцию и медикаментозную профилактику.
Еще до открытия госпиталя были подготовлены все инструкции и регламенты по использованию средств индивидуальной защиты и личной профилактики, проведено обучение персонала, а также контрольное тестирование.
В безопасной части отделения, недалеко от входа в грязную зону сотрудники работают с документами.
Между «открытым миром» и территорией коронавируса в РКБ располагается так называемая «условно-чистая зона». На следующей двери висит красная табличка с надписью «грязная зона».
Каждый входящий в нее надевает несколько слоев защитной одежды, закрывающей все тело. Но если надеть первый слой самому можно, то в дальнейшем каждому помогают медсестры и коллеги. Руки в перчатках не чувствуют тонких тесемок фартука и приходится просить кого-то завязать его и потуже.
Министерством здравоохранения Российской Федерации разрабатываются и постоянно обновляются методические рекомендации по диагностике и лечению новой коронавирусной инфекции, где прописаны все схемы. Наши пациенты получают терапию в строгом соответствии с этими рекомендациями, а также с учетом имеющихся сопутствующих заболеваний.
Критериями выписки является отсутствие клинических проявлений, хорошее самочувствие и наличие двух отрицательных тестов на инфекцию. Их проводят с интервалом в один день, согласно рекомендациям.
Маски у входящих в «грязную зону» особые, чем-то напоминают строительные респираторы. Они закрывают половину лица. На голову натягивается капюшон, которым максимально закрывают голову, и жестко стягивают тесемки поверх респиратора. Под капюшоном виднеется обычная врачебная шапочка.
Последний атрибут защиты лица – специальные очки без диоптрий на резинке, которые надевают поверх капюшона. Они – что-то среднее между лыжной маской и защитными очками строителей. Чтобы очки плотно прилегали к голове и закрывали лицо, их верх приклеивают к капюшону полоской рулонного пластыря.
В этих костюмах непонятно, кто есть кто. Видны только глаза. Поэтому ассистенты черным маркером пишут на верхнем слое костюма имя человека и еще какие-то сокращения. Иногда рядом с именами медработников изображены улыбающиеся смайлы.
— Какие меры предпринимаются поддержки персонала больницы, особенно тех, кто работает «на передовой»?
Еще до появления заболевания в России в рамках программы непрерывного медицинского образования были разработаны специальные модули по коронавирусной инфекции. Сначала текстовые, потом тестовые. То есть персонал получил необходимые знания. Кроме того,для работы созданы понятные и четкие регламенты и инструкции.
Для формирования консилиумных решений организовано проведение виртуальных обходов с участием лучших клиницистов пульмонологов, инфекционистов, а также представителей министерства здравоохранения Республики Татарстан. Эти обходы проводятся с применением видеосвязи, там коллегиально анализируются томограммы легких пациентов, данные клинических и инструментальных обследований, обсуждаются особо сложные и тяжелые случаи.
Также мы активно консультируемся с применением телемедицинских технологий с Федеральным дистанционным консультативным центром анестезиологии.
Предпринимаются меры и социальной поддержки персонала. Тем, кто находится в непосредственном контакте с COVID-заболевшими, мы предоставили возможность изолироваться, чтобы не создавать угрозу для их маленьких детей и пожилых родителей. Для них забронировано несколько гостиниц в черте города, а также общежитие КГМУ. Им предоставлено бесплатное горячее питание.
Для них, а также для тех, кто работает в буферной зоне, предусмотрен трансфер, который развозит сотрудников, в том числе и в пригородные поселения.
— Будут ли медработникам выплачены обещанные президентом РФ надбавки за работу с COVID-положительными пациентами?
Всем сотрудникам, оказывающим медицинскую помощь пациентам с коронавирусом, осуществлены стимулирующие выплаты за счет средств федерального бюджеты согласно постановлению правительства Российской Федерации.
— Как на больнице отразился тот факт, что она частично перепрофилирована в COVID-госпиталь, и нет возможности принимать пациентов с другими заболеваниями?
Республиканская клиническая больница состоит из нескольких бизнес-единиц: главного лечебного корпуса, перинатального центра, консультативной поликлиники, центра медицины катастроф, а также травматологического центра.
Именно на базе травматологического центра мы открыли временный инфекционный госпиталь (ВИГ) на 200 коек, потому что центр расположен в отдельно стоящем здании. Тем самым мы сохранили безопасность остальных пациентов.
Персонал, занятый в нем, не пересекается с остальными сотрудниками, они работают только с COVID-пациентами.
По распоряжению минздрава РТ плановая медпомощь сейчас ограничена, но пациентов с экстренными и неотложными показаниями, как я уже говорила, мы принимаем.
Также у нас функционирует и перинатальный центр. Дети рождаются.
В консультативной поликлинике организовано проведение телемедицинских консультаций для пациентов из районов Республики Татарстан, чтобы сохранить доступность помощи специалистов РКБ в период пандемии.
Сотрудники госпиталя заходят в «грязную зону» по 1-2 человека. Следующая смена будет через 3 часа. Медсестры приводят в порядок помещение и убирают лишнее. В кабинете должно быть чисто.
Вернувшиеся из COVID-отделения проходят санобработку. Вышедшие из зоны мокры от пота и сразу отправляются душевую. Последний этап санобработки – слизистые поверхности. В глаза и в нос необходимо закапать по 1-2 капли двухпроцентного раствора борной кислоты. Ротовую полость полощут 70-тиградусным этиловым спиртом.
— Как вы оцениваете ситуацию с коронавирусом в Татарстане?
Коронавирусная инфекция COVID-19 существует и представляет реальную опасность для здоровья. Однако ситуация в Татарстане контролируется, в том числе благодаря принятым заранее мерам.
Но каждый человек должен соблюдать меры профилактики и быть дисциплинированным в отношении себя и окружающих. Необходимо максимально ограничить контакты, особенно с пожилыми людьми, соблюдать правила личной гигиены, обрабатывать руки, носить маску и перчатки при выходе из своего дома.
При первых симптомах обращайтесь за медицинской помощью.