Рабочее место: бизнес-центры и общепит Казани адаптируются под коворкинги
Как сообщается в исследовании аналитиков компании UD Group, общий объем предложения в сегменте коворкингов в Казани составил 11,7 тыс. кв. м. Именно он наиболее сильно пострадал в период кризиса 2020 года, и наиболее слабые проекты ушли с рынка. По данным UD Group, в столице республики закрылись два коворкинга.
«Практически каждый новый бизнес-центр, проектируемый на рынке, заявляет об открытии на своих площадях коворкинга. Одним из новых проектов заявлен коворкинг Orange в одноименном бизнес-центре. В качестве реновации своих действующих объектов собственники часто рассматривают переформатирование площадей под коворкинги, но сложность и незнание рынка тормозит развитие данного формата», — говорится в исследовании.
Средняя ставка аренды коворкингов, по данным исследования, составляет 874 рубля за 1 кв. м от его общей площади. Наиболее низкие ставки и загрузку демонстрируют коворкинги в формате open space, лидерами по востребованности и цене являются мини-офисы.
В августе 2021 года планируется открытие коворкинга в жилом комплексе, расположенном за чертой города. Основной целевой аудиторией проекта будут жители ЖК и ближайшего жилмассива.
Общепит для фрилансера
Рынок коворкингов Казани представлен 9 коммерческими пространствами и тремя пространствами во дворце культуры и технопарке. «Также на рынке Казани представлены 2 объекта в формате управляемых миниофисов, более 8 антикафе, где можно работать с ноутбуком», — говорится в исследовании.
Исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров РТ Галина Шарафутдинова отметила, что в последние несколько лет подход рестораторов к гостям с ноутбуками претерпел изменения.
«Некоторые предприятия общественного питания готовы предоставить такие места. Заведения увидели в этом возможность заработка. Если в заведении недостаточная посадка, то эти люди не являются препятствием. Наоборот, они создают заполняемость зала. Пришло понимание, что если гость за целый день заказал только чашу кофе, в дальнейшем при лояльном отношении он может стать постоянным клиентом, а так же работать на продвижение бренда. Причем, без дополнительных вложений в рекламу. Кроме того, уровень достатка таких людей, на мой взгляд, вырос. Они начинают заказывать и напитки, и еду», — сказала она.
Однако, отметила Галина Шарафутдинова, не все заведения подходят под формат рабочих зон (например те, где полная посадка). «Но заведения, которые не находятся на туристическом трафике, у которых нет загруженности, видят в этом дополнительные возможности в виде создания депозита, который может пойти в счет уплаты за еду и напитки», — сказала Шарафутдинова.
Место в центре
Президент Гильдии риелторов Татарстана Андрей Савельев считает, что сегмент коворкингов в последние годы получил развитие. «Формат достаточно успешного функционирует. Думаю, что направление в дальнейшем будет только развиваться. Наибольшее количество коворкингов сосредоточено в центре. Прежде всего, это Вахитовский район. Если офисы стремятся в спальные районы, что связано с потребностью в парковках, то коворкинги, где такой необходимости нет, тяготеют к центру», — сказал Савельев.
По данным исследования UD Group, наибольшее количество коворкингов расположено в Вахитовском и Ново-Савиновском районах. «Данная тенденция обуславливается географическим спросом на офисы и коррелируется с основным спросом на рынке офисной недвижимости», — говорится в исследовании.
В Татарстане в июне работодатели разместили свыше 2 тысяч вакансий с удаленным форматом работы, с начала года – 7,3 тысячи. В течение 2020 года работодатели республики опубликовали 6,3 тысячи таких предложений. Число вакансий с удаленкой, в среднем, увеличивается на 15% в месяц. За период с января по середину июня 2021 года их количество достигло в России 215 тысяч, что на 10% больше, чем за весь прошлый год, сообщила пресс-служба hh.ru.