Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

Производители РТ нацелились на региональный ритейл и магазины «у дома»

В Татарстане снижается количество региональных сетей. За три года закрылись свыше 1 тыс. торговых точек. Тем не менее, по мнению экспертов, производителям из Татарстана выгоднее работать с сетями из региона
Фото: пресс-служба «Йола»
Фото: пресс-служба «Йола»

Жесткие условия

Как рассказала РБК Татарстан руководитель агентства Bright Consulting Мария Яшенкова, количество региональных сетей в Татарстане сокращается. С 2016 года были закрыты свыше 1 тыс. торговых точек, которые входили в 35 сетей. Вместе с тем работа с федеральными ритейлерами для небольших производств не всегда возможна.

По словам Яшенковой, сети расширяют собственные производства и торговые марки. В результате, региональные поставщики выпадают из продаж. Помимо этого, ритейлеры повысили требования к поставляемой продукции. Яшенкова пояснила, что это связано с операционными издержками сетей, перед которыми стоит задача по стандартизации продукции. «В результате, например, фермеры должны перестать быть фермерами, а должны стать заводами. Это требует дополнительных серьезных компетенций», – сказала Яшенкова.

Все это приводит к тому, что малому бизнесу сложно выйти на большой рынок. Как рассказала директор Торгового дома «Йола Казань» Ирина Панкратова, федеральные сети ищут стабильных мощных производителей. «Они закрывают свою потребность с точки зрения категорийного менеджемента. Принцип такой: нужен хлеб за 20 рублей – ищем производителя, заключаем контракт с жесткими условиями по неустойке, которые малый бизнес просто не потянет», – сказала Панкратова.

По ее словам, мелкие производители сосредоточены на производстве, однако оторваны от диалога с потребителем. «Они ездят на профильные выставки, узнают новые рецепты и экспериментируют. У них нет отдела маркетинга, аналитики и других дорогостоящих специалистов. В «Йола-маркет» действует подход, при котором обе стороны остаются в выигрыше. Мы готовы оценить эксперименты и новые рецепты поставщиков. Мы даем им обратную связь от потребителей и продавцов, и вместе принимаем решение, какой продукт развивать, а какой не нужен потребителю. Такой двусторонний диалог приводит к тому, что в выигрыше остаются все, включая потребителя», – сказала Панкратова

Сейчас сеть «Йола-маркет» насчитывает около 380 магазинов в Поволжье: Марий Эл, Татарстан, Удмуртия, Чувашия, Кировская область, недавно открылись в Нижнем Новгороде и др. В Казани работает 70 магазинов сети.

Руководитель ООО «Казанская Фабрика Хлеба» Кирилл Миняев рассказал, что «Йола-маркет» стала первой крупной сетью, в которую их компания смогла зайти. «Мы существуем около 3 лет, из них 2,5 года сотрудничаем с «Йола-маркет». Это, по сути, наш первый опыт работы с ритейлерами. В дальнейшем, именно этот опыт помог нам войти в другие крупные федеральные сети. Я считаю, что местному производителю гораздо легче начать свой путь с региональными сетями. Федеральные ритейлеры имеют жесткие стандартные требования при выборе товара. А, например, «Йола-Маркет» ведут диалог, могут оценить нестандартный подход и уникальность продукта. Они ищут качественные продукты, свободные товарные ниши и готовы совместно с производителем выводить новинку на рынок. Представителям МСП из Татарстана комфортнее работать с ними и через них выводить свой бизнес на новый уровень», – сказал Миняев.

Руководитель ООО «Айс фреш» Андрей Тетерин обратил внимание на работу «Йола-маркет» с поставщиками. «Мы работаем с компанией полтора года, с самого основания нашей компании. Отмечу, что прекрасно построена работа с поставщиками. На первом месте для них стоит даже не прибыль, а уникальность товара. «Йола-маркет» старается сделать магазин интересным для потребителя», – сказал Тетерин.

Он отметил, что продукция их компании не может попасть в крупные федеральные сети по причине жестких требований и несоответствия целевой аудитории. «Таким небольшим компаниям, как наша, региональные сети дают реальную возможность выйти на рынок», – сказал Тетерин.

Супермаркеты теряют популярность

Сотрудничество с региональными сетями, которые, как правило, представлены небольшими магазинами, сегодня актуально еще и потому, что крупные супермаркеты теряют популярность у покупателей. Согласно данным компании UD Group, сетевики эконом-сегмента все чаще открывают точки и планируют развитие в торговых центрах районного масштаба и стрит-ритейле крупных жилых массивов.

Фото: пресс-служба «Йола»

Ирина Панкратова согласна, что сегодня актуален формат «магазинов у дома». «Доля гипермаркетов снижается в пользу формата «у дома». Он становится все более востребованным у потребителя. Поэтому гипермаркеты посвятили 2019 год переосмыслению концепции и масштабным преобразованиям. К чему это приведет, покажет время. В условиях снижения потребительского спроса, маленькие магазины с меньшим ассортиментом удовлетворяют спрос практически полностью и экономят время. Это уже тенденция», – говорит Панкратова.

Как сообщает издание «Известия» со ссылкой на отчет брокера торговой недвижимости «Магазин магазинов», ритейлеры начали сокращать площади. Они отказываются от строительства гипермаркетов до 15 тыс. кв. м и предпочитают не такие крупные форматы — менее 5 тыс. кв. м.

Торговые точки так называемого city-формата появляются у всех игроков потребительского рынка. Metro cash&carry продолжает разворачивать сеть «Фасоль» (до 150 кв. м), «Магнит» использует небольшие площади для своих одноименных магазинов (100–250 кв. м), сеть «Перекресток» также расширяется в рамках новой концепции (до 1 тыс. кв. м).

По словам представителя «Магазина магазинов», более компактные торговые точки легче развивать в городе. Ритейлеры также ограничивают ассортимент, исключая из него нерентабельные товарные позиции. Например, сокращается линейка сопутствующих непродовольственных товаров — за последние годы их доля снизилась с 50–60% до 30–40%.

Для покупателей становятся важными близость торговой точки к дому, экономия времени на покупки за счет отсутствия больших очередей и компактности магазина. «Мы сосредоточены на ассортименте, который состоит из продуктов самой первой необходимости – свежие продукты на каждый день. И так как ассортимент – это концептуальная основа нашего формата, к выбору поставщиков мы подходим с особым вниманием. Нам важно, чтобы поставщик мог ежедневно обновлять товарные запасы в наших магазинах, так как свежесть продуктов – это наш приоритет. Выбор в пользу качественного продукта в сочетании с оптимальной логистикой прямо с производства», – сказала Панкратова.

Рост выручки за первое полугодие текущего года, с аналогичным периодом прошлого года, составил 26%, количество чеков приросло на 11%. По словам Ирины Панкратовой, наблюдаются изменения привычек потребителя в вопросе закупа и выбора продуктов с точки зрения их функции.

«Покупатель в магазине задается вопросом: «Что я смогу приготовить из этого продукта», поэтому ассортимент необходимо адаптировать под этот запрос. Наши покупатели уже привыкли к формуле: в «Йола-маркет» нужно покупать продукты ежедневного спроса. Мясо для ужина, еда на завтрак, молоко и сыры, свежий хлеб. А хозяйственные товары, свежие овощи, корма для питомцев, алкоголь покупают в супермаркетах. Таким образом, в «Йола-маркет» потребитель получает свежий продукт, подробную консультацию от продавца, цены от производителя и экономию времени», – сказала Панкратова.

Современный маркетинг

Социальные сети ритейлера работают уже 2 года. По словам Ирины Панкратовой, в «Йола-маркет» делают ставку на выстраивание диалога между потребителем и производителем.

«Мы понимаем, что недопустима бюрократизация в социальных сетях, а потребитель должен получать прямой контакт с ключевыми сотрудниками компании быстро. При запуске проекта мы думали, как использовать технологические возможности SMM-агентства и при этом иметь максимальную вовлеченность и ответственность участников проекта перед целями бизнеса.
Мы обратились в казанское агентство FRAGENCY, и совместно со штатным маркетологом выстроили этот процесс. Таким образом, потребитель, обращаясь к нам в социальных сетях, получает прямой контакт не только с руководством сети и технологами «Йошкар-Олинского мясокомбината», но и со всеми нашими партнерами», – комментирует Панкратова.

Фото: пресс-служба «Йола»


Руководитель SMM-агентства FRAGENCY Регина Фасхеева отметила, что в своем сегменте «Йола-маркет» является самым крупным их заказчиком. «Для нас это опыт работы с крупным представителем FMCG-сегмента. Это стало точкой роста. За два года работы мы меняли процессы, расширяли команду, адаптировались под заказчика. Я считаю, что сейчас площадки «Йола-маркет» в соцсетях достигают своих целей и используются, как серьезный маркетинговый инструмент», – сказала Фасхеева.

По ее словам, сотрудничество с крупными брендами оказывается непростым из-за сложной структуры, долгого согласования и излишней бюрократии. «Но в случае в «Йола-маркет» нам повезло. На стороне клиента маркетинговые процессы выстроены очень грамотно, взаимодействие с нами курирует компетентный маркетолог. Учитывая, что у «Йола-маркет» очень лояльные покупатели, многие из первых подписчиков с первых дней стали активно взаимодействовать с брендом в соцсетях», – сказала Фасхеева.

По словам Панкратовой, постепенно «Йола-маркет» начинает присутствовать на всех удобных для покупателя площадках и контролировать обращения покупателей. «Сейчас мы актуализировали всю информацию на самых популярных сервисах онлайн карт и ведем мониторинг оценок и комментариев. Каждое негативное обращение анализируется, и принимаются решения», - сказала Панкратова.

Суммарное количество обращений пользователей со всех digital каналов сети в месяц – свыше 50 обращений по Казани (социальные сети, обратная связь на сайте компании, сервисы карт).

«По мере развития наших каналов коммуникации, количество обращений растет. И мы к этому готовы. Все больше потребитель заинтересован в качестве товара и его интересует, как и из чего произведен продукт. Мы отвечаем на эти вопросы, адресуя их производителям. Мы понимаем, что у покупателя нет времени разбираться во всем самостоятельно и он готов доверять нам, так как мы эксперты и готовы ответить за качество», – сказала Панкратова.

Она также отметила, что «Йола-маркет» еще больше внимания уделяет повышению качества сервиса. «С этой целью с 2018 года мы сотрудничаем с компанией «Смартметрикс» (IT StartUp), которые позволяют с использованием новых технологий обучать персонал и контролировать соблюдение всех стандартов качества и сервиса в магазинах. Также мы планируем использовать новый подход и в выборе помещений. Простого понимания численности населения вокруг точки не хватает для взвешенного решения, стоит ли открывать магазин в определенном месте. Поэтому мы планируем тестировать новый подход, который учитывает множество факторов», – сказала Панкратова.

Как рассказал РБК Татарстан руководитель «Смартметрикс» Ильнар Сафин, суть подхода в том, чтобы с помощью искусственного интеллекта анализировать данные о территории (внешний трафик, количество жителей и их покупательская способность, наличие конкурентов) и показатели торговой точки (трафик, конверсия, средний чек и так далее).

«Накладывая эти данные друг на друга, можно выстроить взаимосвязь и найти подходящие места для новых магазинов. Можно понять, будет ли новая точка прибыльна», – сказал Сафин.

По мнению Ирины Панкратовой, региональный производитель, работая с небольшой местной сетью, получает качественный канал сбыта на большую территорию, при этом используя ресурсы и грамотное управление ритейлера, который сам, находясь в конкурентной нише, заинтересован в успехе своих партнеров.

«При должном упорстве, находясь в постоянном диалоге с нами, местный бизнес и производители наращивает свои собственные возможности подстраиваясь под условия работы с нами», – сказала Панкратова.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Татарстан
В Липецкой области ввели режим воздушной опасности Политика, 16:09
МЧС отчиталось о спасении двух человек и 12 кур в зоне паводка Общество, 16:06
«Локомотив» в большинстве не смог обыграть «Рубин» в чемпионате России Спорт, 15:56
ФСБ задержала на границе с Грузией украинца по подозрению в шпионаже Политика, 15:50
Власти Грузии назвали условие отказа от закона об иноагентах Политика, 15:45
Зеленский запретил военным играть в онлайн-казино Политика, 15:31
Джокович снялся с «Мастерса» в Мадриде Спорт, 15:25
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Путин поручил направить на зарплаты врачам полученные от ОМС деньги Общество, 15:12
Дюплантис восьмой раз в карьере побил мировой рекорд в прыжках с шестом Спорт, 15:11
Бастрыкин поручил найти ответственных в гибели журналиста Еремина Политика, 14:46
Галактионов ответил на вопрос о будущем Дзюбы в «Локомотиве» Спорт, 14:45
Британия объявила о начале производства «самого смертоносного» танка Политика, 14:34
Российская теннисистка вышла в финал турнира WTA в Штутгарте в парах Спорт, 14:34
Санкт-Петербург накрыл апрельский снегопад. Видео Общество, 14:15