Р.Минниханов раскритиковал работу школьных учителей
Как отметил президент Татарстана Рустам Минниханов, за последние годы Татарстан серьезно увеличил расходы на материально-техническую базу сферы образования и фонд оплаты труда. "Но значительного улучшения качества образования мы не видим", - посетовал Минниханов. Причиной, уверен глава республики, является не отсутствие каких-либо элементов инфраструктуры, а люди, работающие в данной сфере.
Президент возмутился, что десятку лучших и десятку худших школ республики, по результатам ЕГЭ-2014, разделяют 32 балла по русскому языку и 40 баллов по математике. При этом финансируются все школы одинаково, подчеркнул президент. А на сельские школы с малым количеством детей, добавил он, денег тратят даже больше, чем на городские заведения.
Р.Минниханов заявил, что настало время "серьезного разговора" о качестве подготовки и профпригодности педагогов, работе методических кабинетов и районных отделов образования. Ведь результатом их недоработок становятся профнепригодные выпускники.
«По итогам совета безопасности, будет выработан комплекс мероприятий, которых придется придерживаться всем. Любим-не любим, вместе учились, с одной деревни - такого быть не должно. Строго будем спрашивать», - заявил Рустам Минниханов. Разработать меры по улучшению ситуации он поручил правительству республики, попросив подключиться к работе комитет Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам.
Как рассказали журналистам представители министерства образования и науки РТ, в зону критики попали школы Верхнеуслонского, Пестречинского, Буинского, Алькеевского районов РТ. Всего 29 учебных заведений. Медалисты там не оправдывают полученные ими медали: более 30% претендентов на награду не набрали и 50 баллов по ЕГЭ. В Верхнеуслонском районе не добрались до 50 баллов абсолютно все отличники учебы.
«Нам надо выстраивать систему, чтобы плохие учителя не попадали в школы. Только хорошие педагоги должны обучать наших детей», - заявил журналистам министр образования и науки Татарстана Энгель Фаттахов, говоря о той задаче, которую поставил перед его ведомством президент. При этом об увольнении педагогов, чьи результаты работы признали неудовлетворительными, речи не идет, заявил министр, отвечая на вопрос РБК-Татарстан. Решать проблему с помощью традиционных переподготовки и повышения квалификации кадров, а также новых мер – административных и финансовых.
Так, в качестве административной меры было решено согласовывать кандидатуры начальников управлений образования районных исполкомов, директоров крупных школ согласовывать с министерством образования и науки РТ. Планируется, что в республике под эти посты сформируют специальный кадровый резерв.
Планируется, что в республике не останется так называемых малокомплектных школ. По данным министерства образования, всего их насчитывается 244 из 1,4 тысяч учебных заведений республики. Около 30 из них являются средним, то есть выпускают 11-классников. Из-за нехватки квалифицированных учителей, которые не хотят ехать на работу в маленькую сельскую школу, дети показывают плохие результаты ЕГЭ, в среднем, на 5 баллов ниже, чем их сверстники. Как сообщил РБК-Татарстан первый замминистра образования РТ Андрей Поминов, президент поставил задачу, чтобы средних школ, где учится менее 80 человек, в республике не было.
Изменится и система оплаты труда педагогов. Средняя заработная плата педагогов, сказал Энгель Фаттахов, сейчас составляет около 28 тысяч рублей, за последние три года ее индексировали три раза. Однако ожидаемого эффекта это не принесло. «Мы будем увязывать заработную плату директоров и учителей наших школ в зависимости от качества работы», - сказал Э.Фаттахов.
«Зарплата директора школы и раньше зависела от качества работы, но очень незначительно. Сейчас стимулирующая часть станет больше», - заявил в беседе с РБК-Татарстан первый замминистра образования РТ Андрей Поминов. О качестве работы педагогов будут судить не только, исходя из результатов ЕГЭ. Минобру предстоит разработать целую систему индикаторов. Получать зарплату по новой схеме педагоги будут, начиная с нового учебного года.
Президент РТ, рассказали представители министерства, дал поручение министерству финансов и Центру информационных технологий РТ совместно с минобром и главами муниципальных образований разработать новый способ оплаты. Эту задачу президент поручил решить в течение месяца.
Представители минобра республики подчеркнули, что все мероприятия по улучшению качества образования в школах Татарстана не потребуют дополнительных финансовых затрат. Будут перераспределяться уже заложенные на образования средства. Отметим, что консолидированный бюджет сферы образования республики на 2015 год, сообщил РБК-Татарстан А.Поминов, составляет около 60 млрд рублей.
Директор школы №12 Ольга Трупп в беседе с РБК-Татарстан рассказала, что озвученная министром зарплата в 28 тысяч рублей является не средней, а высокой. Учителя, по ее словам, получают 14-15 тысяч рублей, размер надбавки за различные достижения составляет тысяч 6-7. Но даже если эту сумму увеличат в несколько раз, считает директор учебного заведения, ситуация вряд ли изменится. Педагоги, по словам О.Трупп, работают на износ, очень многое зависит от обучаемости ребенка. Мешают и многочисленные отчеты в различные инстанции, на которые и учителя, и завучи, и директор школы ежедневно тратят часы, сказала директор.
Глава комитета Госсовета РТ по образованию, культуре, науке и нацвопросам Разиль Валеев в беседе с РБК-Татарстан признал, что педагоги республики вынуждены уделять много времени различным отчетностям. Однако основной проблемой, уверен депутат, является все-таки подготовка кадров. Раньше в РТ действовало три вуза, где получали высшее образование будущие учителя: в Казани, Елабуге и Набережных Челнах. Студенты изучали не только свой профильный предмет, говорит парламентарий, но и учились преподавать. «Конечно, не будет результата, если педагог знает на отлично свой предмет, но не может донести свои знания до детей. Сейчас именно эта «педагогическая составляющая» ослабла», - считает Разиль Валеев.
Татьяна Ренкова