Обесцененный мех: производителям пушнины Татарстана обещали господдержку
Как сообщила пресс-служба министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, пушное звероводство пострадало во время пандемии коронавируса из-за резкого падения спроса на продукцию. В Татарстане действуют три предприятия.
По данным пресс-службы минсельзозпрода РТ, пушное звероводство в России представлено 36 предприятии. Основное производство сосредоточено в Тверской, Калининградской, Кировской областях, Удмуртии, Ставропольском крае и Татарстане. Маточное поголовье насчитывает порядка 352 тыс. голов. В структуре разводимых видов пушных животных 83% составляют норки, 13% – соболь, 3% – лисица и песец, 1% – хорь, енотовидная собака и шиншиллы. Племенная работа ведется 19 предприятиями, на площадках которых разводятся пушные звери 20 пород и типов.
«По итогам совещания региональным органам управления агропромышленного комплекса поставлена задача совместно с профильными департаментами ведомства и отраслевыми союзами разработать дорожные карты с указанием мер поддержки пушного звероводства и сроков их реализации», – сообщила 9 июня пресс-служба минсельхоза РТ.
Опрошенные РБК Татарстан руководители работающих в республике предприятий заявили, что продажи падают на протяжении последних 4 лет. Одной из причин предприниматели назвали неконкурентные цены по сравнению с зарубежной, в том числе китайской, продукцией.
По словам директора ЗАО «Матюшино» Фирката Гайнетдинова пушное звероводство переживает кризис мирового масштаба. Предприятие занимается разведением норок и соболей. «Если бы не помощь государства, мы бы закрылись», – заявил Гайнетдинов.
В Татарстане, по данным минсельхозпрода РТ, содержатся 30,7 тысяч голов самок основного стада, из них 18 тыс. норок, 366 песцов, 2,1 тысяч лисиц, соболей – 10,2 тыс. голов. В звероводческой отрасли республики, в общей сложности, трудятся 150 человек.
По его словам, из всего объема прошлогодней пушнины было реализовано 25% соболя и ни одной норки. «У нас цена выходит в несколько раз дороже, чем в Китае», – сказал Гайнетдинов.
Владелец ООО «Агрофирма «Берсутский» (соболи, лисы, песцы) Николай Кириллов в беседе с РБК Татарстан рассказал, что закрытие розничных точек продаж во время режима самоизоляции перекрыло один из последних источников дохода предприятия.
«Из-за снижения цен мы не можем реализовать свой товар по оптимальной цене на международном рынке. У нас уже не осталось запасов прочности. А закрытие магазинов розничной торговли мехом перекрыло один из немногих оставшихся источников дохода», – рассказал Кириллов. Он пояснил, что мех татарского производства стоит 1,5 тыс.руб. за шкурку, заграничного – в среднем, 1 тыс. руб.
Кириллов сообщил, что продукция агрофирмы реализуется за пределами республики: в Пятигорске, Новосибирске, Уфе, Москве и Нижнем Новгороде. При этом на текущий момент не проданными остаются 45% общего объема шкурок.
Оба предпринимателя сообщили, что без поддержки республиканских властей производства пришлось бы закрыть уже несколько лет назад. Во время эпидемии коронавируса пушное производство не включили в перечень пострадавших отраслей экономики.
По словам Николая Кириллова, федеральное министерство сельского хозяйства разрабатывает меры поддержки звероводов, однако пока конкретики нет. «Говорили про пошлины, про НДС, про коммунальные платежи. А конкретики не было», – отметил он
Он добавил, что в случае закрытия предприятия, восстановить его только на частные средства будет невозможно. «Это сложное производство, которое в одиночку не восстановить. Если я закроюсь, я больше не вернусь к нему, потому что нет людей, финансов, возможностей», – сказал Кириллов.