В Татарстане IT-проекты могут снизить число нарушений на дорогах
Штрафы через программу
Глава минцифры РТ Айрат Хайруллин на форуме Kazan Digital Week – 2024 презентовал обновленное приложение «Народный инспектор». Очевидцы нарушений смогут загрузить видео и получить денежную выплату. Ее размер будет зависеть от серьезности нарушения правил дорожного движения.
Первый замминистра цифрового развития государственного управления, информационных технологий и связи РТ Илья Начвин рассказал, что на данный момент в приложении доступна 21 категория, по которым можно предоставить видеодоказательства. Получить денежную выплату можно за 7 из них. В основном, это опасные нарушения, которые могут привести к летальному исходу. Это движение по разделительной полосе или обочине, проезд на красный сигнал светофора, выезд за стоп-линию на красный, движение по встречной полосе, непристегнутый ремень и использование телефона за рулем. Помимо этого, можно предоставить видео сброса отходов из автомобиля.
Начвин добавил, что категории, по которым можно получить выплату, будут подсвечены. Новая версия приложения доступна в магазине приложений RuStore, сейчас оно проходит модерацию в AppStore и Google Play.
Заместитель генерального директора ГК «Урбантех» Александр Домбровский рассказал, что компания совместно с Высшей школой экономики подготовила рейтинг регионов, в котором проанализировано более 50 показателей и их влияние дорожное движение. Он отметил, что в Татарстане его безопасность находится на высоком уровне. В этом году республика заняла седьмое место среди регионов. Тяжесть последствий ДТП ниже, чем в среднем по стране.
Опыт городов и регионов
Значительная часть нарушений фиксируется и автоматическими системами. Домбровский рассказал о комплексах видеокамер и вычислительном центре, который установлен в каждом из них.
«Вся информация обрабатывается внутри комплекса, в органы МВД напрямую передаются фотоматериалы, техническая информация, место и время нарушения. Уже в ГАИ принимается решение о вынесении постановления», — пояснил он.
Домбровский отметил, что нейросеть позволяет повышать качество видео и фотоматериалов для дальнейшей передачи в ГАИ. Результат – в первые полгода после установки комплекса происходит снижение нарушений в 4-6 раз. Аварийность и травматизм снижается на 60-70%.
Заместитель генерального директора ООО «Строй Инвест Проект» Андрей Заушицын рассказал, что на Московской кольцевой автомобильной дороге установлены специализированные видеокамеры. Они фиксируют ДТП, остановившийся транспорт, а также пешеходов и посторонние предметы на проезжей части.
Система оснащена искусственным интеллектом. Она сама анализирует данные и сообщает операторам, указывая конкретные события и сценарии. «Все транслируется в реальном времени, благодаря чему оперативные службы отрабатывают происшествия в течение 30 минут. С системой работают всего 4-5 операторов», — отметил Заушицын.
Система позволила улучшить ключевые показатели. Заушицын рассказал, что в 2023 году, по сравнению с 2022, благодаря такой фиксации количество ДТП снизилось на 33%, погибших – на 30%, а пострадавших – на 24%.
Вице-президент, директор по созданию государственных информационных систем ПАО «Ростелеком» Евгений Мирошников сообщил, что в Белгороде действует программа для мониторинга состояния улично-дорожной системы. Она позволяет контролировать эффективность обработки дорог для минимизации количества ДТП. На основе ее данных организуются выезды на определенные участки улиц для обработки реагентами или уборки. Система контролирует такие показатели, как температура и состояние дорожного полотна, а также погодные условия.
Принятие решений по данным систем
Интеллектуальные системы активнее всего используют для сбора и анализа больших объемов данных. На их основе формулируются необходимые нововведения. Мирошников рассказал, что в Белгороде действует мониторинг состояния городского транспортного потока.
«Это система интеллектуального видеонаблюдения. Все перекрестки оснащены детекторами, которые позволяют анализировать количество транспортных средств, в том числе въезжающих в город и проезжающих транзитом. Все это автоматически считается. Эти данные можно дальше анализировать, чтобы принимать управленческие решения», — сказал он.
Для нововведений по безопасности есть другие системы. В них агрегируются данные в том числе о неучтенных ДТП, рассказал Домбровский. На основе анализа вырабатываются мероприятия по профилактике. Они собирают большое количество данных из различных источников, в том числе по аварийности и состоянию дорог.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан