Доступный аэропорт Казани
Опрошенные РБК Татарстан эксперты сошлись во мнении, что аутлет за чертой города может быть востребован покупателями. Директор агентства недвижимости «Счастливый дом» Анастасия Гиззатова считает, что потенциальными клиентами являются жители не только Татарстана, но и регионов Поволжья.
«Этот сегмент в регионе не занят. При условии хорошего ассортимента и нормальной ценовой политики он будет востребован и на территории республики, и за ее пределами», – сказала Гиззатова.
Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев в беседе с РБК Татарстан отметил, что размещение торговых площадей поблизости от аэропортов является распространенной практикой. По его словам, выставочные комплексы и торговые объекты располагаются на «умеренном» расстоянии от аэропортов в Екатеринбурге, Новосибирске. В Ростове-на-Дону, рассказал Пантелеев, новый аэропорт, как и в Казани, находится за чертой города.
«По наблюдениям коллег, кафе аэропорта довольно много посетителей даже в те часы, когда нет рейсов. Это означает, что из близлежащих населенных пунктов в центр притяжения стягиваются посетители, и общепит, торговля получают дополнительную загрузку», – сказал Пантелеев.
В Казани окрестности аэропорта тоже развиваются, отметил эксперт. Он напомнил о строительстве отеля, открытии выставочного центра «Казань Экспо», логистического комплекса «Почты России» и других объектах.
«Земли у казанского аэропорта являются привлекательными для инвесторов, поскольку воздушная гавань обеспечивает высокую проходимость. Конечно, с Vnukovo Outlet Village казанскому проекту будет трудно тягаться. Но аэропорт столицы Татарстана связан с городом автодорогами, существует железнодорожное сообщение, не самой высокой частоты, но оно есть. Все вместе это обеспечит популярность проекта у потребителей», – сказал эксперт. Напомним, что по итогам 2019 года пассажиропоток составил 3,47 млн человек.
Торговый город
Руководитель направления аренды торговых помещений CBRE в регионах России, отдела региональных торговых помещений Надежда Цветкова заявила РБК Татарстан, что «теоретически» проект outlet village может быть перспективным, несмотря на то, что рынок Казани насыщен. Но это классические форматы ТЦ. Она, как и Пантелеев, отметила транспортную доступность казанского аэропорта.
«Казань является очень сильным городом, с точки зрения товарооборотов арендаторов, многие бренды представлены в городе напрямую, без партнеров. Транспортная доступность аэропорта столицы Татарстана очень хорошая, поэтому с точки зрения локации реализовать такой формат будет весьма интересно. Но отмечу, среди региональных проектов формата аутлет (если не считать Санкт-Петербург) есть только в Екатеринбурге – Brands’ Stories Outlet запустился достаточно успешно», – сказала Цветкова.
По данным аналитиков компании UD Group, в настоящий момент в Казани находится 51 торговый центр общей площадью более 1 млн квадратных метров, в том числе торговые площади операторов DIY и продуктовых ритейлеров. К качественным торговым центрам города можно отнести лишь 12 объектов.
При этом эксперты отметили, что большинство крупных ТЦ были введены более 5 лет назад. Значимые объекты заработали до 2009 года. В 2011-м наблюдался существенный прирост площадей. В 2016 году был открыт ТЦ «ГоркиПарк» — объект окружного масштаба. В период с 2018 года был введен только районный ТРЦ «МОКИ». В 2020 году заявлено открытие KazanMall на Павлюхина, что приведет к увеличению обеспеченности города качественными торговыми площадями на 10%. ТЦ «Тата парк» (бывшее название «Авиатика») продолжает находиться на стадии проекта.
Консультант департамента торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield Евгения Скобелева отметила, что Казань относится к числу развитых индустриальных городов, в котором идет постоянное строительство новых объектов жилого и промышленного назначения. Это, по ее мнению, создает благоприятную почву для развития бизнеса в ритейл-сегменте.
По ее словам, стабильный ежегодный прирост розничных оборотов торговых сетей и положительный спрос среди потребителей приводят к активному выходу арендаторов на рынок Казани и успешной работе уже действующих операторов ритейла.
«Формат аутлет-центров станет неотъемлемым этапом развития рынка торговой недвижимости Казани, о чем свидетельствует не только международная практика, но опыт уже открытых в Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге аутлет-центров. Выход на рынок Казани нового формата приведет к положительной динамике развития операторов ритейла, благодаря высоким розничным оборотам и спросу среди покупателей», – сказала Скобелева.
Торговый центр международного формата Vnukovo Outlet Village в 2013 году был открыт в Москве на Киевском шоссе. Его специализация – одежда известных брендов, которую продают со значительными скидками. Площадь первой очереди составила 30 тыс. кв. метров. В конце 2015 года была открыта первая очередь торгового комплекса Outlet Village Pulkovo в Санкт-Петербурге.
Авторы
Татьяна Ренкова, Оксана Сотник