Татарстан претендует на 50 млрд заложенных на исполнение майских указов
«Я думаю, что майские указы остаются приоритетом для бюджета РФ, но сколько и какому региону достанется, говорить рано. Нужно понимать, что есть регионы, где ситуация с исполнением майских указов крайне сложная. Сегодня Минфин России заявил, что помощь регионам будет оказываться исходя из того, насколько эффективно используются средства и не завышаются ли где-то расходы», - заявил Якунин.
Рустам Минниханов ранее называл реализацию «майских указов» – основным критерием оценки работы представителей власти, а Татарстан в рейтинге Медиалогии за сентябрь занял 1-е место по реализации поручений Путина. По этому показателю регион можно считать фаворитом,претендующим на часть из 50 млрд руб. в следующие три года. В то же время стабильная экономическая ситуация в республике может отодвинуть Татарстан в списке претендентов на последние строчки.
Бюджет РФ на 2017-2019 годы рассчитан из базовой цены нефти в 40 долларов за баррель. И, если нефтегазовые доходы бюджета окажутся выше тех, которые прогнозировались при среднегодовой цене нефти, то Минфин предлагает сохранить их в Резервном фонде и ФНБ. В противном случае, деньги из ФНБ будут пополнять дефицит бюджета в виде займов.
«С учетом удешевления стоимости рублевых заимствований на фоне снижения инфляции (Банк России ожидает 4% в 2017 году, - прим. Ред.) это приведет к росту стоимости обслуживания долга. Его надо покрывать, а внешние заимствования ограничены различными санкциями, поэтому внутренние и будут привлекать активнее», - объясняет председатель бюджетного комитета Госсовета Татарстана.
При этом интересно отметить, что доля государственных заимствований на российском внутреннем рынке в составе источников финансирования дефицита возрастет с 35,5% в 2017 году до 83,3% в 2019 -м.
Со стратегической точки зрения, планы Минфина по наращиванию внутреннего долга можно приветствовать. Кроме того, в условиях сложной конъюнктуры на сырьевых рынках целесообразно использовать и такой ресурс, как низкая долговая нагрузка. В условиях сочетания санкционных ограничений и снижающихся процентных ставок это может стать дополнительным источником финансирования дефицита бюджета. Но эксперты РБК-Татарстан считают, что при этом нельзя исключать усиления давления на регионы-доноры, поскольку федеральному центру придется больше средств перенаправлять регионам-аутсайдерам.
«В 2016 году Татарстан входил в перечень регионов-доноров вместе с Москвой, Московской, Ленинградской, Свердловской, Челябинской и Тюменской областями, а также Ненецким, Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким автономными округами. Скорее всего, в инерционном сценарии ситуация в будущем не изменится и регион не только не получит средств, но и будет обязан их передать в «общий котел». При этом, учитывая планы по сокращению дефицита федерального бюджета, не исключен рост нагрузки на регионы-доноры. Это, с высокой долей вероятности, приведет к тому, что опережающие среднероссийский уровень темпы развития Татарстана в ближайшие годы сильно замедлятся», - озвучил прогноз инвестиционный эксперт ИК «ФИНАМ» в Казани, Руслан Жуков.
Более оптимистично видит отражение нововведений на экономике Татарстана финансовый аналитик «Телетрейд» Риналь Шигабутдинов.
«На мой взгляд, новые правила по дополнительному привлечению внешних займов стимулируют развитие субъектов. Связано это с привлечением нового капитала в субъекты. Главное - грамотно распределить в самые перспективные сферы экономики», сказал эксперт. Он напомнил, что валовой региональный продукт составляет 1,8 млрд долларов, Татарстан привлекает более 1, 2 млн. долларов в день, также 41% процент продукции экспортируется торгово партнерам 138 стран мира. Кроме того, республика на 1 месте по
инвестиционному климату.
Старший аналитик «Альпари» Анна Бодрова считает, что изменения условий заимствования не скажутся на экономике Татарстана.
«Принципиальным образом мало что изменится для республики: Россия стоит на жестких границах займов, ориентируясь на расходы обслуживания внешнего долга. Так было и раньше. Система остается гибкой и будет меняться в зависимости от интенсивности бюджетных поступлений. Внешний займ получить непросто, стоимость такой кредитной линии высока и подходит не для всех субъектов федерации», - отметила она.
Резюмируя тему с нововведениями в бюджете на трехлетку, эксперты РБК-согласились друг с другом, лишь в том, что правила могут двойственно отразиться на экономике Татарстана, а побороться за дополнительные средства региону нужно, ведь, как известно, лишних денег не бывает.