Решение под ключ: бизнес в Казани переезжает в офисы нового поколения
Несмотря на популярность «удаленки», для большинства (68%) офис является важным фактором при выборе работы, рассказала РБК Татарстан CEO гибких офисов fun(c) (входит в топ-5 российских сетевых операторов сервисных офисов по количеству рабочих мест в регионах РФ – прим. ред.) Кристина Руженцева. Комфортное рабочее место для многих соискателей важнее размера зарплаты – 65% готовы согласиться ради него на меньшие деньги.
В среднем занятый интеллектуальным трудом человек проводит на рабочем месте 85-90 тыс. часов или треть жизни, отметила Руженцева. И ему, и его компании важно, чтобы это время было использовано максимально эффективно. Комфортный и удобный офис, в сравнении со стандартным, позволяет повысить продуктивность на 15-25%, снижая при этом текучесть кадров на 25-40%.
«Компании, которые вкладывают в комфортное рабочее пространство, видят ощутимый возврат. Согласно результатам исследования компании McKinsey & Company, на каждый рубль инвестиций приходит от трех до пяти рублей за счет роста продуктивности, быстрого принятия решений и снижения текучести. Удобная мебель, хорошее освещение, тихие зоны и качественный воздух помогают сотрудникам работать эффективнее и меньше уставать. Это не расходы – это работающий актив, который влияет на результат бизнеса», — сказала CEO fun(c).
Современное решение
Сейчас компании все чаще выбирают коворкинги для размещения отдельных подразделений или временных проектных групп, рассказала РБК Татарстан полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ, управляющий партнер Perfect RED Елена Стрюкова. В Казани наибольшей популярностью пользуются пространства на 4–6 рабочих мест, заявила Руженцева.
«Даже компании с численностью 20 человек все чаще выбирают небольшие офисы под часть команды, переводя остальных на гибридный формат, чтобы оптимизировать расходы», — сказала она РБК Татарстан.
Доля сервисных офисов в структуре качественного офисного предложения в Казани ниже, чем в столичных регионах, где это формат более распространен, отметила Стрюкова. По ее словам, на сегодня в городе есть более 10 специализированных коворкингов на порядка 2 тыс. рабочих мест.
Развитие рынка коворкингов закономерно связано с общей цифровизацией экономики, ростом числа самозанятых, количество которых в Татарстане превышает 420 тыс., и массовым распространением фриланса, отмечает Стрюкова. Тренд на «удаленку» и гибридную занятость вызвал у бизнеса потребность в современных пространствах для встреч с командой и проведения стратегических сессий без лишних затрат, добавила Руженцева. При этом стремясь к гибкости и снижению издержек, бизнес не хочет снижать качество офисной среды.
«Гибкие рабочие пространства сейчас особенно актуальны: на фоне экономической неопределенности, когда компании опасаются расширять штат и открывать новые филиалы. Такие форматы не требуют инвестиций в ремонт, мебель и оснащение, позволяют быстро адаптироваться под размер команды. Если бизнес сокращается, можно уменьшить количество рабочих мест и, соответственно, платеж. Если команда растет, легко масштабироваться», — отметила CEO fun(c).
Гибкие офисы объединяют черты коворкинга и классического офиса. Это коммерческие помещения, в которых можно арендовать отдельные пространства и организовать необходимое количество рабочих мест, в том числе с возможностью последующего расширения или уменьшения. Вместе с этим арендаторы доступны места общего пользования для всех резидентов, такие как переговорные, кухни и комнаты отдыха.
По ее мнению, растущий запрос на качество и гибкость позволяет говорить о том, что формат сервисных и гибких офисов, которые способны удовлетворить его, не потеряет свою востребованность.
«Тенденция очевидна: арендаторы все чаще ждут не квадратные метры, а сервис. Поэтому рынок будет смещаться в сторону «офисов под ключ», где вместе с пространством предоставляется комфорт, забота и инфраструктура», — сказала Руженцева.
По словам Стрюковой, гибкие пространства выполняют функцию эффективного бизнес-инкубатора. На их территории фрилансеры и малые команды, проходя стадию становления и валидации своих бизнес-моделей, трансформируются в устойчивые стартапы и компании, заявила она.
«Безусловно, альтернативой может быть работа из кофейни, но она в большей степени решает лишь проблему «где сесть», а не проблему, «как продуктивно и комфортно работать». Именно поэтому основным трендом становится трансформация коворкингов в формат Office-as-a-Service с полным набором сервисов. В этой модели пользователь арендует не только стол и Wi-Fi, а по сути, целый бэк-офис – от административной поддержки до переговорных комнат, услуг по организации мероприятий и другие», — сообщила Стрюкова.
Получается «офис без забот», в котором все вопросы по обслуживанию, уборке, обеспечению комфорта, ремонту и оснащению берет на себя оператор, отметила Руженцева.
Новый уровень качества рабочей среды
По словам Руженцевой, в Казани на сегодня немного пространств, которые соответствуют уровню современных офисов. И в этих условиях единственным вариантом для местных компаний, стремящихся предложить сотрудникам «московское качество» среды, остаются гибкие офисы и сервисные пространства, считает CEO fun(c).
«Гибкие офисы дают компаниям то, что раньше могли позволить себе только корпорации как Google: разнообразие рабочих зон – переговорки, зум-кабинки, зоны отдыха, комнаты тишины, хаб с кофе, возможность выбора места под настроение или задачу. При этом вы платите только за нужное количество рабочих мест – без переплаты за лишние метры», — рассказала она.
Основное преимущество гибкого офиса – арендатор получает «все под ключ», заявил РБК Татарстан основатель проекта 1000Bankov.ru Андрей Павлычев. Благодаря готовой инфраструктуре, нет необходимости тратить время и ресурсы на обустройство пространства, подключение интернета и решение мелких вопросов, таких как закупка канцтоваров и снеков.
По его словам, найти в Казани площадку для работы, если нет цели обзавестись офисом в классическом его понимании, на сегодня сложно. Таких пространств мало, и они чаще всего выкупаются под крупные корпорации, заявил бизнесмен.
Стрюкова напомнила, что изначально основным клиентом коворкингов были стартапы IT-компаний. Сейчас их аудитория гораздо шире: сервисными офисами пользуются как крупный, так и малый бизнес, а также фрилансеры. Треть спроса на них формируют IT-компании.
«Сегодня клиенты коворкингов и сервисных офисов – это ровно те же отрасли, что и клиенты классических офисных пространств. И именно нехватка классических качественных офисов в Казани привела к тому, что в свое время сетевые коворкинги не работали на широкий спекулятивный рынок», — рассказала Стрюкова.
Рабочая атмосфера
Количество предложений, в которых работодатели обещают обеспечить рабочим местом в коворкинге, в регионе снизилось. За девять месяцев 2025 года они открыли 620 таких вакансий, что на 38% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, рассказала РБК Татарстан директор hh.ru Поволжье Альбина Султанова. Предложений с гибридным форматом работы было на уровне января-сентября 2024 года – порядка 3,3 тыс.
По словам Султановой, соискатели в Татарстане, как правило, не выражают пожеланий по организации рабочего пространства. Акцент они делают на формат работе. При этом, как показал опрос, проведенный год назад в Приволжском федеральном округе, только для 14% соискателей состояние офиса не имеет значения.
«Обстановка сильно влияет на внутреннее состояние команды. Когда людям приятно приходить на работу, они меньше устают, чаще общаются и генерируют больше идей. В коворкинге есть атмосфера живого общения и обмена опытом – она заряжает», — заявил Павлычев.
Больше трети опрошенных в ПФО (35%) сообщили, что для плодотворной деятельности им важно наличие на работе зоны отдыха, добавила Султанова. Для 60% комфортным считается рабочее место с удобной мебелью, для 21% – с кофемашиной и перекусами, а для 17% нужна понятная планировка. Большинство отмечали важность чистоты и порядка (69%) и современной техники (64%).
На фоне внедрения технологий и искусственного интеллекта ожидания от рабочего пространства растут. Так, 56% татарстанцев считают, что основным критерием офиса будущего должна быть высокая степень персонализации: настройка освещения, температуры и фоновой музыки, показал весенний опрос hh.ru и девелопером Level Group. Больше трети (35%) рассчитывают на капсулы или кабины с шумоизоляцией, добавила Султанова.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан