На месте льнокомбината в Казани откроется первый лофт
В 2016 году на площадях пустующего казанского льнокомбината откроется первый в городе лофт. Казанский бизнесмен реконструирует заброшенное промышленное здание, чтобы оборудовать в нем помещения для жилых квартир, хостела и коворкинга. Молодые предприниматели говорят, что городу пора развивать новые форматы для креативного класса, однако ждут от лофта более интересной концепции по сравнению с открывавшимися в последнее время коворкингами.
Инициатором проекта первого казанского лофта выступил Андрей Питулов, известный в городе по созданию некогда популярных клубов, таких как «Станция» и «БарМалина». По его словам, проект объединит в себе рабочее и жилое пространство, а также различные выставочные зоны и сможет «удовлетворять всем потребностям современного горожанина». Для этого планируется увеличить уже существующие площади завода с 7,2 тысяч до 12 тысяч кв. м.
«Верхние этажи - это апартаменты. Они предназначены для сдачи, но их можно и купить. Там будет располагаться и хостел, обязательно будет находиться коворкинг. Также у нас есть помещение для галереи и для аренды под магазины, шоу-румы, экспозоны", - поделился планами А. Питулов на рождественском саммите недвижимости, который прошел 11 декабря в «Корстоне».
Бизнесмен рассказал, что уже купил этот участок. Сейчас, по его словам, идет проработка эскизного проекта лофта, который согласован с планом развития города. "Наша территория попадает в зону развития Адмиралтейской слободы. Вообще, Кировский район, на мой взгляд, является недооцененным районом и в ближайшее время будет перспективным за счет развития Адмиралтейской слободы и различных рекреационных зон", - считает Питулов.
По словам А. Питулова, идея позаимствована из опыта превращения в лофты московских заводов «Красный Октябрь» и «Флакон». С последним даже есть договоренность о поддержке казанского проекта. «Тема лофтов является перспективной в Казани, мы одни из первых ее начали развивать, хотя, насколько я знаю, в Казани есть несколько подобных проектов в разработке. Но в отличие от всех остальных мы сами являемся инициаторами и реализаторами этого проекта», - рассказал он. Кто еще собирается строить лофты в Казани, бизнесмен не сказал.
Первых арендаторов лофт ожидает уже осенью 2014 года. «У нас уже достаточно много заявок. Креативный класс, молодежь, активно ищет возможность объединиться в пространстве лофта», - сказал А. Питулов. Через 3 года после начала строительства проект будет готов полностью, после чего создатели рассчитывают продать апартаменты, чтобы окупить вложения. Сумму инвестиций А. Питулов не назвал, отметив лишь, что планирует сэкономить за счет подключения к существующим коммуникациям и восстановления уже существующих стен. "Это будет цифра, сопоставимая с затратами на новое здание", - предположил генеральный директор компании "НЛБ-недвижимость" Андрей Савельев, слушавший презентацию проекта.
Казанский льнокомбинат (ул. Гладилова, 55) находится на окраине бывшей промзоны и пустует более 10 лет. Сейчас там находится порядка 16 недействующих предприятий. Власти города выступали с инициативой о необходимости переноса промышленных площадей (Порохового завода, Казанского вертолетного завода и пр.) за пределы Казани. По мнению А. Питулова, это поспособствует развитию Кировского района и он рассчитывал на это, когда выбирал место для лофта.
Куратор первой книжной ярмарки интеллектуальной литературы и магазина в Центре Современной Культуры Кирилл Михайлов считает, что эти его проекты вполне могли бы располагаться на площадках лофтов. «Я считаю, что такие места должны появляться, пусть их будет несколько, пусть они будут конкурировать между собой. Аудитория для них вроде как появилась», - сказал он РБК-Татарстан. Однако, по его словам, очень важно, насколько интересно это будет сделано и не превратится ли в обычную сдачу офисов в аренду. «Мы не раз сталкивались с тем, что подобные проекты выливались в «кляксу», - говорит он. По его словам, главная задача организаторов - объяснить людям, чем проект необычен и лучше уже существующих офисов и экспоцентров.
В свою очередь, казанский предприниматель, бизнес-консультант в сфере интернет-маркетинга Айрат Алпаров не уверен, что проект сможет привлечь достаточное количество клиентов. Опираясь на опыт казанских коворкингов, заполняемость которых, по его словам, составляет около 30%, он считает, что с маркетинговой точки зрения проект рискованный. "Несмотря на свое расположение, лофт может привлекать людей, если создаст бизнес-атмосферу, в которой предпринимателям захочется постоянно вращаться, жить и работать, общаться с другими бизнесменами. Пока же все проекты такого направления в Казани -коворкинги, Циферблаты - сырые", - говорит Алпаров.
Руководитель отдела корпоративных клиентов компании Knight Frank Максим Загоруйко считает, что такие проекты скорее «штучные», поскольку очень сложно перестраивать старые здания заводов, и не оказывают большого влияния на рынок. «Нельзя построить один лофт посреди заводов. Без поддержки властей города, без понимания общей концепции развития района проект будет обречен», - заявил он.