Наперегонки с Китаем: может ли КАМАЗ продавать 60 тыс. грузовиков в год
Доля КАМАЗа на российском рынке грузовиков, по состоянию за 10 месяцев 2023 года, составила 22,1%, рассказал РБК Татарстан советник аппарата Ассоциации «Объединение автопроизводителей России» Юрий Кравцов. В прошлом году она была 39,3%. В январе-октябре было реализовано 26,4 тыс. грузовиков, тогда как годом ранее – 25,9 тыс.
«Сокращение процентной доли КАМАЗа на российском рынке в 2023 году объясняется ростом общего объема продаж грузовиков с 65,7 тыс. до 119,2 тыс. единиц за счет увеличения продаж иномарок (главным образом, китайских брендов SITRAK, SHAANXI и FAW) с 31,4 тыс. до 84,4 тыс. единиц», — сказал Кравцов.
КАМАЗ, согласно стратегии до 2030 года, планирует достичь показателей продажи грузовиков на уровне 60 тыс. единиц. Доля продаж за рубежом должна составить 16%. Это значит, что на внутреннем рынке КАМАЗ хочет продавать порядка 50 тыс. единиц в год. По мнению Кравцова, эта цифра не выглядит фантастической. По оценке Объединения автопроизводителей России, общий объем российского рынка, по итогам года, составит 143 тыс. грузовиков.
«Вопрос не в том, нужен ли рынку объем в 60 тыс. единиц, а в том, осилит ли КАМАЗ такой объем продукции, конкурентоспособной с китайскими соперниками. По имеющейся у нас статистике, наибольший объем производства автомобилей на КАМАЗе в последнем десятилетии достиг лишь 44,8 тыс. единиц – в 2020 году. Очевидно, озвученные КАМАЗом цифры будущих продаж родились не из воздуха, и заводские аналитики имеют для них веские основания», — сказал Кравцов.
Исполнительная дирекция СРО «Ассоциация производителей колесных транспортных средств, самоходной техники и дорожно-строительного оборудования СПЕЦАВТОПРОМ» сообщила РБК Татарстан, что доля КАМАЗа на гражданском рынке сейчас уже не такая значительная, как до начала СВО, поскольку основная часть продукции завода идет для удовлетворения нужд гособоронзаказа. Общий объем рынка грузовиков, по оценкам ассоциации, составляет 128 тыс. единиц. Исполнительная дирекция СПЕЦАВТОПРОМа также сообщает, что ,в основном, представлены китайские бренды. Такая же ситуация на внешнем рынке.
16% для экспорта от общего объема продаж в 60 тыс единиц – это порядка 10 тыс. единиц. Кравцов сообщил, что экспорт КАМАЗа за 10 месяцев 2023 года составил 3,6 тыс. Годом ранее показатель был 3,8 тыс. единиц. По его мнению, вопрос экспорта остается открытым.
«Дело здесь не в санкциях. Сегодня порядка 70% экспорта КАМАЗа приходится на страны Евразийского экономического союза, остальное – на страны, не присоединившиеся к санкциям. Ключевым условием роста экспорта, как и укрепления позиций на внутреннем рынке, является конкурентоспособность», — считает Кравцов.
Исполнительная дирекция СПЕЦАВТОПРОМа отметила, что до введения санкций основными зарубежными потребителями автомобилей КАМАЗ и спецавтомобилей на его шасси были страны СНГ, Ближнего Востока и Африки. Тенденция сохраняется, но логистические проблемы влияют на удорожание техники для конечного потребителя, что негативно отражается на объеме продаж.
Совет директоров КАМАЗа утвердил программу стратегического развития до 2030 года 8 декабря. Помимо продаж компания планирует достичь выручки в размере 806 млрд руб. Среди основных направлений развития – новая продуктовая линейка. Это грузовые автомобили поколения К5+, новые семейства пассажирского транспорта и автомобилей «Компас», безуглеродный и высокоавтоматизированный транспорт. Кроме того, в планах развития также карьерная и вездеходная техника, комплексные транспортные решения и так далее. Также запланирована модернизация производственных мощностей.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан