В погоне за привилегиями: банки РТ заявили о росте числа вип-клиентов
Премиум набирает обороты
Старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова в беседе с РБК Татарстан рассказала, что стабильная финансовая ситуация в стране, не несущая ощутимых рисков, отразится на темпах роста премиального сегмента в банковском секторе.
«Премиальный сегмент — не самая подвижная область обслуживания. Однако можно ожидать, что в 2020 году устойчивые темпы роста здесь сохранятся в пределах 2-5% в год», — сказала Бодрова.
Директор департамента оценки НАО «Евроэксперт» Анна Шлапакова рассказала, что сегодня в премиум-сегменте задействовано не менее 2,7 млн человек, общий размер капитала премиум-клиентов – около 5,2 трлн рублей.
«Такие данные приводит компания Frank RG, которая в течение 5 лет готовит рейтинг премиального банкинга. При этом потенциал прироста новых клиентов исследователи оценивают минимум в 0,6 млн человек. Важно отметить, что из 5,2 трлн рублей, задействованных в премиум-банкинге, более 72% приходится на госбанки. Это значит, что подавляющее большинство клиентов приходится на структуры «Сбербанка», ВТБ, «Газпромбанка», «Россельхозбанка» или «Открытие», — сказала Шлапакова.
По словам Анны Бодровой, традиционно более «богатыми» регионами в плане прироста клиентской базы премиального сегмента банков являются Москва и Санкт-Петербург. «Но стоит признать, что Татарстан вполне может фигурировать в топ-10», — сказала Бодрова.
Директор департамента оценки НАО «Евроэксперт» согласна, что Татарстан находится на одном из первых мест после Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области. «В регионах, где развит бизнес, и доходы населения растут заметнее, спрос на премиум-обслуживание выше. С другой стороны, многое зависит от самих банков и их активности. Как правило, банки выступают с инициативой привлечения клиента в премиум-сегмент, если видят достаточное движение средств по его счетам», — сказала Шлапакова.
Местные игроки
Управляющий банка ВТБ в РТ Марьям Давлетшина подтвердила тенденцию к росту в татарстанском банковском секторе. В 2019 году в ВТБ сегмент «Привилегия» увеличился на 33%. «За 2019 год портфель средств под нашим управлением вырос более чем на 6 млрд, до 21,7 млрд рублей. Экономическая ситуация региона способствует увеличению доли жителей, которые подходят под критерии состоятельного сегмента», — поделилась Давлетшина.
Это ведет к тому, что в Татарстане растет конкуренция между банками. «В Республике действуют не только федеральные, но и региональные игроки. Компании понимают, что это интересный высокодоходный бизнес. Банк ВТБ в РТ представлен 12 офисами обслуживания премиальных клиентов во всех крупных городах. 2019 год был для нас успешным, мы нарастили портфель средств под управлением в сегменте Привилегия на 40%», — сказала управляющий ВТБ в Татарстане.
По словам Анны Шлапаковой, в РТ наиболее востребованы услуги от Сбербанка, ВТБ, а также программы от еще нескольких крупных банков. «Если говорить о местных крупнейших банках, то достаточную конкуренцию федеральным игрокам по премиум обслуживанию должны выдерживать «Ак Барс», «Аверс» и «Акибанк», — сказала Шлапакова.
Интерес к инвестициям
Марьям Давлетшина обратила внимание, что 2019 год показал рост интереса жителей региона к брокерским услугам. «В нашем банке широкая линейка классических банковских, инвестиционных и страховых продуктов, из которых формируется индивидуальный портфель клиента. И показатели брокерских услуг в структуре инвестиционного портфеля выросли вдвое. Это оказался самый быстрорастущий продукт. Этому способствовали активная работа команды банка, тенденции экономики и повышение финансовой грамотности клиентов. Люди становятся более открытыми к новым для них инвестиционным инструментам», — поделилась Давлетшина.
Она также отметила, что среди инвесторов растет интерес к услуге «робоэдвайзор», то есть персонального советника, готового давать рекомендации в режиме онлайн. При этом инвестор самостоятельно контролирует весь процесс совершения сделок.
Финансовые и инвестиционные инструменты могут использовать и компании.
«Брокерские счета, согласно законодательству, можно открывать и юридическим лицам. Наблюдается тенденция, что компании стали активно использовать инструменты управления короткой ликвидностью – для размещения средств на 1-2 дня, неделю или месяц. Те компании, которые имеют в портфеле значительный объем денежных средств, склоняются в сторону приобретения ценных бумах на долгосрочный период. Такие размещения потенциально способны показать более высокую доходность по сравнению с депозитами, а размещение коротких денег позволяет извлекать дополнительный эффект для вашего бизнеса», — сказала управляющий ВТБ в РТ.
По словам Марьям Давлетшиной, привлеченные средства продолжают сохранять лидерство. «Депозиты, конечно, занимают львиную долю портфеля. Этот объем средств формировался годами. Но, надо понимать, что доля продуктов с инвестиционной составляющей на начало года занимала 19%, а к концу года этот показатель составил 30%. Это существенная динамика», — сказала она.
В качестве примера можно привести паевые инвестиционные фонды (ПИФ), привлечение средств в которые за 2019 год по банку ВТБ в Татарстане составило более 900 млн рублей (по России более 49,5 млрд рублей). «Доходность ПИФов людям интересна. Часто при пролонгации своих депозитов клиенты выбирают более доходный инструмент и перекладывают деньги в ПИФы», — сказала Давлетшина.
Директор департамента оценки НАО «Евроэксперт» Анны Шлапаковой отметила, что для клиентов в премиальном сегменте главным критерием при выборе банка является сервис, а также быстрота реакции персонала на поставленную задачу. «Очевидно, что почти любой банк в погоне за клиентом будет готов предоставить высокий сервис, во всяком случае, его пообещать. Поэтому устойчивым для банков будет сохранение заданного темпа и регулярная работа над улучшением сервиса», — сказала Шлапакова.
Марьям Давлетшина подтвердила, что при выборе банка большая доля клиентов продолжает ориентироваться на сотрудников, с которыми им предстоит работать. «Клиент выбирает в первую очередь людей, которым готов раскрыть все свои личные финансы. Речь идет о доверии. Можно говорить, что сегодня на рынке идет конкуренция не только брендов, но и команд. Человеческий фактор становится очень важным», — сказала Давлетшина.
Следующим важным аспектом для клиентов премиум-сегмента, по словам экспертов, является диджитализация процессов. «Клиентам необходима возможность проводить все необходимые операции удаленно. Это уже тренд времени. Именно наличие надежной и удобной в использовании IT-платформы – немаловажный фактор при выборе банка. Поэтому сегодня мы уделяем большое внимание развитию приложения «ВТБ Мои инвестиции» как лучшему решению для самостоятельного совершения операций на фондовом рынке», — сказала Давлетшина.