Обновление Стратегии-2030: исключение ПСО «Казань» и сокращение длины ВСМ
Санкции и антисанкции
Согласно таблице поправок, поводом для корректировки стратегии послужили «существенные изменения», которые произошли с 2015 года, когда региональную Стратегию-2030 утвердили на законодательном уровне. В частности, сказано о «существенной эрозии» таких международных институтов, как ВТО, Евросоюз и других.
«Это проявляется в новой протекционистской политике, проводимой, прежде всего, США, путем введения новых пошлин, доходящих до 25 процентов при взаимоотношении с отдельными странами на разные виды импортируемой продукции, с одной стороны, с другой стороны, в виде перехода на двусторонние договоренности взамен ранее заключенных многосторонних соглашений, существенно либерализовавших торгово-экономические отношения. Исходя из наибольшего удельного веса в мировой экономике экономики США, изменение ее политики оказывает существенное влияние на всех. Таким образом, сложившийся в последние десятилетия преференциальный характер отношений сменяется на протекционистский: это новая глобальная тенденция», – сказано в тексте поправок.
Еще одним фактором для внесения изменений в стратегию названы санкции и антисанкции. Отмечено, что четыре года назад, когда стратегия была принята, санкции оказывали мало влияния, а сейчас оно усилилось.
Без ТФБ, ПСО и «Спурт» банка
В опубликованном 7 марта на сайте парламента тексте стратегии нашли отражение новые майские указы президента Владимира Путина, подписанные в 2018 году, и прописанные в них показатели. Например, увеличение продолжительности жизни до 78 лет, а к 2030 году – до 80, снижение в два раза уровня бедности, ежегодное улучшение жилищных условий 5 млн семей и так далее.
Есть и другие коррективы. Например, развитие атомной энергетики за счет увеличения производства электроэнергии на базе ядерных реакторов третьего и последующих поколений предлагают заменить на «рост альтернативной энергетики, возобновление источников энергии». Из текста исключили высказывание Алексея Улюкаева, в декабре 2017 года осужденного на 8 лет в колонии строгого режима за получение взятки, о росте показателей российской экономики.
В новой редакции Стратегии-2030 из раздела «Ключевые участники строительного кластера» исключили ряд компаний. Среди них – ПСО «Казань» и «Камгэсэнергострой». Аналогичную реформу претерпел раздел «Кластер «Финансы и профессиональные услуги». Из перечня организаций убрали обанкротившиеся «Татфондбанк», «Интехбанк» и «Спурт» банк.
Укороченная ВСМ
В новой редакции стратегии развития республики прописан ряд новых показателей. Например, доля населения, получающая соцподдержку от государства на основе социального контракта, по инерционному, базовому и оптимистическому сценариям должна была составить 10,7, 20 и 30% соответственно. В новой редакции их процент в разы выше – 85, 90 и 93%.
В то же время в новой редакции Стратегии-2030 претерпела секвестр, например, протяженность путей высокоскоростной жд-магистрали. В утвержденном в 2015 году документе оптимистичный сценарий сулил к 2030 году более 1 тыс. км, базовый и инерционный – 43 и 336 км. В новой редакции инерционный показатель остался неизменным, базовый и оптимистический предлагают утвердить на уровне 336 км.
Строительство ВСМ Москва-Казань осталось в числе мероприятий плана-минимума по созданию системы скоростных связей. Сроком для реализации первой очереди проекта по-прежнему указан 2020 год.
Проект ВСМ Казань - Набережные Челны (станция «Тихоново») – с пометкой «при соответствующем решении правительства России» – перенесли из графы «первая очередь – 2020 год» на десятилетку до 2030 года. Еще один новый объект, первая очередь которого должна стартовать в следующем году – это строительство и реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке обхода Нижнекамска и Набережные Челны с мостом через Каму.
Помимо этого, до 2030 года в стратегию включили железнодорожные ветки общего пользования от станции «Каратун» до села «Сюкеево», от станции Тракторная до Тихоново - для обслуживания резидентов АО «ОЭЗ ППТ «Алабуга» и другие. Прописано в новой редакции строительство скоростной дороги Москва – Нижний Новгород – Казань, входящей в состав международного транспортного маршрута «Европа – Западный Китай» с мостом через Волгу.