Сливки рынка: как развивается исламский банкинг в Татарстане
Развитие исламского банкинга
Председатель Ассоциации предпринимателей-мусульман РФ Айдар Шагимарданов в беседе с РБК Татарстан рассказал, что в России началось активное развитие исламского банкинга. По его словам, один из банков страны активно работает в данном направлении.
«Мы с ними сотрудничаем, обсуждаем эти вопросы. Я пока не имею права озвучивать, какие у них будут сделаны шаги, но он будет первым банком России, который начнет широкомасштабно развивать у нас в стране исламский банкинг и исламские финансы. Тот, кто первый сделает шаги в этом направлении – снимет сливки на этом рынке», — считает Шагимарданов.
Внедрение исламского банкинга обсудят на предстоящем KazanSummit-2022. Его основными темами станут исламские финансы и партнерский банкинг, индустрия халяль, молодежная дипломатия, развитие экспорта, предпринимательство и инвестиции. Он пройдет в столице РТ с 19 по 21 мая.
Руководитель Агентства инвестиционного развития Татарстана Талия Минуллина считает, что саммит играет особую роль в организации исламского сотрудничества в укреплении диалога России со странами ОИС.
«Данное мероприятие является главной российской платформой для обсуждения вопросов сотрудничества и реализации совместных проектов, презентации экономических возможностей и инвестиционного потенциала, а также налаживания деловых контактов», — сказала она.
По ее словам, KazanSummit 2022 расширит экономические возможности и деловой потенциал предпринимательской экосистемы в регионе и странах Организации исламского сотрудничества и повысит узнаваемость мусульманских стартапов на мировом рынке.
По его словам, на сегодняшний день законодательство Российской Федерации не препятствует ведению бизнеса по канонам ислама. При этом, осуществление банковской деятельности по шариату в стране невозможно, так как закон о банковской деятельности этого не подразумевает.
«Основной вид банковской деятельности упирается на ссудный процент, который в исламе запрещен, поэтому в полном формате ведение банковской деятельности сейчас в России невозможно. Однако внутри каждого банка возможны открытия «исламских окон» и осуществление некоторых видов оказания банковских услуг, за исключением кредитования. Все, что касается ведения бизнеса между двумя и более контрагентами – никаких ограничений в РФ не существует», — сказал Шагимарданов.
Глава Агентства инвестиционного развития РТ Талия Минуллина в интервью РБК Татарстан заявила, что инвесторы из Ближнего Востока «были и будут одними из ключевых партнеров Республики Татарстан».
«По исламским финансам достаточно активно реализуются продукты банковского сектора для населения. Основная идея, которую мы продвигаем как организационный комитет KazanSummit, халяль – это не только продукты питания. В этом году мы покажем людям важность и влияние блага халяль через бизнес (Halal 2 Business), через власть (Halal 2 Government), через потребителей (Halal 2 Consumer), через каждого из нас (Halal 2 U). Раньше про халяль говорили только в контексте продуктов питания, в основном, мусульмане. Сегодня халяль — это образ жизни и целая индустрия», — сказала она.
Шагимарданов отметил, что в условиях санкций и закрытия для россиян международных платежных систем необходимо налаживание связей с Востоком.
«Импульс для этого будет, так как количество мусульман в мире увеличивается. В мусульманских семьях воспитывают от 3 и более детей, поэтому, спустя какое-то время, численное превосходство мусульман будет неизбежно. Соответственно, какой-то процент из них, соблюдающие религиозные особенности и обряды, будут расти. Всем им будут нужны мусульманские кафе, салоны красоты, фитнес-центры и все, что связано с мусульманским бизнесом», — добавил эксперт.
Внедрение и просвещение
Директор департамента по продажам финансовых продуктов и услуг брокер «Вектор Икс» Сергей Звенигородский считает, что позиционирование исламских банков в России, как и программы обучения должны быть изменены, иначе их дальнейшее развитие будет медленным.
На сегодняшний день с точки зрения российского законодательства запретов на ведение бизнеса по исламскому банкингу нет. Он рассказал, что в Республике Дагестан не первый год работают товарищество на вере «ЛяРиба-Финанс», ТНВ «Масраф», исламское «окно» МВС Банка – ТНВ «Саада», в Татарстане – финансовый дом «Амаль», «Евразийская лизинговая компания», а в Чеченской Республике – фонд «Халифа». Исламскую ипотеку в России, в частности, в Москве и Казани, предоставляет ФД «Амаль».
Звенигородский рассказал, что в мире существует официальный исламский банкинг капитализацией в 2,2 трлн долларов, участниками которого являются Британская юрисдикция (с Ирландией), Индонезийская и Арабская (ОАЭ и Саудовская Аравия). При этом, по словам эксперта, даже в арабских странах проникновение в финансовую отрасль составляет не более 20% .
Аналитик считает, что основными причинами являются молодость отрасли и отсутствие компетентных кадров, а в слаборазвитых странах наиболее востребована другая финансовая система – хавала.
«Исламские финансы выделяются тем, что клиенты и банки работают только с реальными активами, без производных инструментов. На практике – это банки проектного финансирования с определенным уклоном в социальную и религиозную составляющую», — сказал он.
Эксперт рассказал, что отсутствие возможности взимания процентов компенсируется завышенной суммой актива, перепродаваемого участнику сделки, либо процентом прибыли, которая извлекается из вложения в бизнес со стороны банка.
«Клиенты с крупными активами далеко не всегда готовы переплачивать за такой финансовый инструмент несколько дополнительных процентов, поэтому с точки зрения развития бизнеса отечественные организации слишком мало «любят» других участников рынка», — добавил он.
Аналитик ФГ «Финам» Зарина Саидова рассказала, что зачастую специалисты call-центров отечественных банков не могут ответить на вопрос, не появились ли у них исламские продукты. По ее мнению, необходимо вести просветительскую работу, также нужна мотивация со стороны банковского сектора по созданию многообразия продуктов с учетом религиозных особенностей конфессий.
«Нельзя сказать, что в исламском финансовом секторе РФ совсем ничего не происходит. Развивается больше направлений исламских инвестиций, чем собственно исламский банкинг, так как для инвестирования в соответствии с канонами ислама не нужна дополнительная регулятивная и нормативная база. На мой взгляд, в традиционно мусульманских регионах РФ благосклонно отнеслись бы к появлению халяльных финансовых продуктов в линейке крупнейших неисламских банков – многим мусульманам хотелось бы увидеть банковскую карту, соответствующую канонам шариата, среди предложений самых известных банков страны», — сказала Саидова.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан