Водитель ожидает: РТ в числе первых в стране приняла новый закон о такси
Три реестра
Глава миндортранса Татарстана Фарит Ханифов отметил, что татарстанский закон разработали, чтобы привести региональное законодательство в соответствие с федеральным. В России новый закон о такси заработает с 1 сентября. Среди новшеств Ханифов, например, обозначил возможность работать в такси для самозанятых, заключившими договор с агрегаторами.
В Татарстане, рассказал министр, будет создано 3 реестра: службы заказа легкового такси, перевозчиков и автомобилей. Их ведение будет осуществляться в федеральной информационной системе легковых такси.
Перевозки можно будет выполнять на основании разрешения, сроком действия на 5 лет. Аналогичным он будет и для разрешений, выдаваемым службам заказа. Порядок их приостановки, возобновления и аннуляции разработает кабинет министров Татарстана. Выдача разрешений и прочие манипуляции с ними будут, согласно федеральному закону, будет бесплатной. Сейчас госпошлина составляет 400 рублей, отметил Ханифов.
По словам министра, ранее отсутствовало законодательное регулирование деятельности служб заказа такси, их правоотношения с водителями и пассажирами. Федеральный закон это устранил. Урегулирован вопрос компенсации ущерба жизни и здоровью пассажиров, подчеркнул Ханифов.
Желтый и белый
«Проектом закона РТ устанавливается требование к цветовой гамме кузовов такси: желтая или белая, что соответствует действующей законодательной практике Татарстана. Напомню, что норма о белой или желтой цветовой гамме была установлена региональным законом от 10 октября 2011 года», — сказал Ханифов. Министр добавил, что в Москве установлено требование, чтобы в такси работали желтые автомобили, белые – в Пензе, и те, и другие в Ростовской области и так далее.
Председатель комитета Госсовета РТ по жилищной политике и инфраструктурному развитию Александр Тыгин сообщил, что Татарстан принимает новый закон о такси, который, как и федеральный, заработает с 1 сентября в числе первых 20 регионов страны. Федеральная и региональная нормы предполагают 5-летний переходный период. Бизнесу, отметил Тыгин, предстоит адаптация.
Депутат Госсовета РТ по государственному строительству и местному самоуправлению Николай Рыбушкин задал вопрос, как закон скажется на ценах на такси. По мнению министра, некоторое повышение цен возможно, но оно будет кратковременным, и за ним последует стабилизация.
«Мы анализировали кэш одной поездки такси. С 17-го года введен такой анализ. У нас всегда есть периоды роста стоимости проезда и уменьшения. Когда настает туристический бум в городе Казани, цены подскакивают, а потом опускаются, сильные морозы пошли – опять поднимаются», — сказал Ханифов.
Министр добавил, что в прошлые годы в республике было зарегистрировано 8 тыс. такси, сейчас их осталось 3,5 тыс. «Я думаю, что этот «серый» рынок вольется в наши ряды, как самозанятые», — ответил Ханифов.
Депутаты приняли закон о таксомоторных перевозках в I чтении и в целом. Из 84 присутствовавших его поддержали 79 человек, пятеро были против.
Серый рынок
Руководитель пресс-службы сервиса заказа такси «Максим» Павел Стенников назвал норму об установке единого цвета для такси прихотью чиновников, ведущей к дополнительным необоснованным расходам перевозчиков, создающей административный барьер для входа на рынок и легализации самозанятых водителей.
Цвет такси, по его мнению, не является аргументом в пользу безопасности. Гораздо важнее цвета автомобиля такие факторы, как качество и безопасность дорог, уровень обучения в автошколах, воспитание людей, желание ценить свою и чужую жизнь, заявил Стенников.
Отрасль такси, по его мнению, в недалеком будущем ждут сложности. После 1 сентября, прогнозировал Стенников, на рынке может не остаться легальных перевозчиков. Сейчас до 90% от всех заказов выполняют самозанятые водители на личных автомобилях, новый закон предъявляет к ним требования, которые невозможно будет выполнить.
«Например, для включения автомобиля в региональный реестр такси и получения разрешения на работу водитель должен купить ОСАГО по тарифу для такси. На данный момент в Казани из 46 тысяч водителей, сотрудничающих с сервисом, только у 711 есть полис необходимого образца. Это связано с тем, что страховые компании отказываются страховать автомобили, которые будут использоваться для пассажирских перевозок. А стоимость самого полиса может превышать доход самозанятого водителя за два месяца.
Осенью работать легально смогут только эти 700 человек. Остальные перевозчики будут вне закона. Сервисам просто некому будет передавать заказы, цены на поездки вырастут в разы. Многим пассажирам придется отказаться от услуги вообще или ловить автомобили «с руки». Но такие поездки гораздо менее безопасны, так как их невозможно отследить или как-то проконтролировать», — считает представитель компании.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан