Как поддержать миллиард: бизнес РТ высказал пожелания к господдержке
В Татарстане, по данным минсельхоза РТ, на поддержку малых форм хозяйствования в сельской местности направляют свыше 2 млрд руб., в том числе порядка 1,4 млрд рублей – это гранты, еще 566 млн рублей – субсидии личным подсобным хозяйствам. В 2018 году сумму поддержки увеличили свыше чем на 500 млн рублей. В министерстве экономики сообщили, что господдержка малого и среднего бизнеса в рамках соответствующего нацпроекта в 2019 году составит 1,6 млрд рублей.
Руководитель агентства Bright Consulting Мария Яшенкова в ходе круглого стола РБК Татарстан, посвященного продвижению татарстанской продукции в ритейле, высказала мнение, что государству необходимо сосредоточиться на поддержке компаний, чей годовой оборот превышает 1 млрд руб. Поскольку они имеют реальные шансы поставлять свою продукцию за пределы региона.
«Поддерживаемые предприятия должны иметь достаточный финансовый, продуктовый, логистический потенциал», – сказала Яшенкова. Так, она отметила, что бизнесу необходимо упростить доступ к финансовым ресурсам, поскольку многие компании нуждаются в деньгах для пополнения оборотных средств.
По мнению эксперта, для предприятий необходимо разработать набор показателей по производительности труда, рентабельности, ассортименту, уровню развития коммерческой службы и другие, чтобы государство могло выбрать наиболее перспективные компании и поддержать их.
«Кроме того, необходимо усилить лоббирование интересов локальных производителей в федеральных сетях и других современных каналах: в хореке, различных маркетплейсах, в интернете, тендерном пространстве и так далее», – сказала Яшенкова.
Глава агентства Bright Consulting считает, что государству следует упростить для региональных производителей механизм открытия собственных торговых точек и создания сетей. «Особенно это актуально для производителей большого объема продукции – хлеба, молока и других», – сказала она.
Помимо местных производителей, эксперт призвала поддержать региональный ритейл, который сейчас испытывает сложности. С 2016 года, сообщила Яшенкова, были закрыты свыше 1 тыс. торговых точек, которые входили в 35 сетей.
«У нас есть примеры регионов, где отсутствуют локальные сети, например, Самарская область. Ничего хорошего для местных производителей там не происходит. Кроме того, отсутствие конкуренции не является позитивным фактором даже для федеральных сетей», – заметила эксперт. Также она предложила расширять сотрудничество местных производителей с дистрибьюторами.
Заместитель директора ООО «Алкоторг» Алсу Хайруллина поддержала Марию Яшенкову, отметив важность сохранения и поддержки региональных сетей, которые лояльны к местным производителям и находятся сейчас в сложном положении. По мнению представителя бизнеса, региональный ритейл нуждается в господдержке.
«В последние 2-3 года наметилась очень, на мой взгляд, негативная тенденция к закрытию региональных сетей в Татарстане, особенно в Закамье. Конечно, работа с федеральными сетями – это очень хорошо, но большую лояльность к местным производителям проявляет все-таки региональный ритейл. Они более гибкие, готовы к экспериментам. Например, по объемам продаж нашей продукции лидирует сеть «Эссен», – сказала она.
Заместитель генерального директора по качеству АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» Роза Гарипова высказала мнение, что для расширения присутствия в торговых сетях необходимо увеличивать ассортимент.
«Расширяя линейку продукции, выпуская качественный продукт, можно увеличить долю продукции на полках. В этом году мы выпустили сразу несколько новинок – детский творог, снежок и мягкие творожки. Требования сетей высоки, и им необходимо соответствовать. Не менее важна для нас любовь потребителей, которая завоевывается стабильным качеством и свежестью продуктов», – сказала Гарипова.
По словам Гариповой, в прошлом году предприятие нарастило объем производства продукции на 7% до 73,1 тыс. тонн, 5,9 тыс. тонн было произведено под собственными марками федеральных сетей. В ассортименте АО «ЗМК» более 80 наименований продукции под 3 брендами – «Очень важная корова», «Васькино счастье» и «Обнимама». В 2018 году комбинат расширил географию продаж, представив продукцию на рынках Самарской, Нижегородской, Ульяновской областей, республик Марий Эл и Чувашии.
Директор по торговому маркетингу ООО «Бахетле-1» Антон Мартынов предложил местным производителям усилить работу по созданию привлекательной упаковки для продукции, которая на данный момент в редких случаях может конкурировать с федеральными и зарубежными товарами.
Помимо этого, отметил он, недостаточно развит сегмент «халяль»: продукция востребована, но ее мало. Например, почти нет конфет, которые могли бы употреблять в пищу приверженцы ислама. Для производителей мучных изделий представитель татарстанской торговой сети отметил как перспективный сегмент замороженных хлебов, который на данный момент заполнен импортной продукцией.
«Я бы пожелал нашим производителям находить свою нишу, в которой могли бы занять лидирующую позицию, тогда они смогут зайти во все сети», – сказал Мартынов.
Заместитель начальника отдела развития продовольственного рынка минсельхозпрода РТ Анатолий Никитин предложил ритейлерам разработать внутренние программы, согласно которым местным производителям были бы отведены места на полках. Он отметил, что производимая, например, местными фермерами отвечает всем требованиям по качеству.
«Я согласен, что необходимо принимать меры по поддержке местных производителей. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Татарстана оказывает поддержку фермерам и крестьянским хозяйствам. Те фермеры, кто не может работать с сетями в одиночку объединяются в кооперативы», – отметил заместитель начальника отдела развития продовольственного рынка минсельхозпрода РТ Анатолий Никитин.