Татарстану предложили поставлять в Турцию сельхозпродукцию, кино и игры
Компаниям Татарстана предложили расширить экспорт в Турцию. В стране заинтересованы в продовольственных товарах, продукции химической промышленности, металлах и ИТ-услугах. Кроме того, перспективной нишей являются креативные индустрии. Об этом рассказал генеральный представитель Российского экспортного центра (РЭЦ) в Турции Тимур Сафин в рамках проекта «Час с торгпредом», который реализует минпромторг РТ.
«Почему стоит выбрать Турцию? Это хороший хаб для экспортных поставок на рынки третьих стран. Турецкие партнеры обращаются к нам для поиска российских поставщиков, чтобы экспортировать продукцию на Ближний Восток, в Африку и Европу. Также это удобный логистический маршрут, «короткое плечо», что влияет на стоимость конечной продукции на территории Турции», — сказал Сафин.
Какие товары и услуги нужны Турции
Порядка половины турецких компаний, которые обращаются в РЭЦ в поисках российских поставщиков, ориентированы на продукцию агропромышленного комплекса. Среди перспективных направлений Сафин также выделил продукты питания, алкогольные и безалкогольные напитки.
«Набирает интерес химическая продукция. Компании, в том числе татарстанские, хорошо себя зарекомендовали на турецком рынке. Есть металл – алюминий, чугун и так далее. Также мы считаем целесообразным развивать направление ИТ-услуг – программное обеспечение и тому подобное», — отметил Сафин.
В этих направлениях российские и татарстанские компании уже добились определенных успехов, сказал Сафин. Бизнес республики представлен на полках турецких магазинов, а одна из компаний занималась разработкой домофонов совместно с турецкой фирмой.
«Скорее всего, в начале следующего года затронем креативные индустрии. Мы видим в этом дополнительный стимул для развития отечественного экспорта услуг. В Турции заинтересованы в наших фильмах, анимационных продуктах, а также играх. Турецкий рынок создания игр хорошо развит. При совместной коллаборации российские компании смогут себя зарекомендовать», — заявил Сафин.
Для того, чтобы зайти на турецкий рынок он рекомендовал заняться аналитикой. Российский экспортный центр создал базу знаний, чтобы компании могли изучить особенности, получить данные от экспертов о том, на что обращать внимание и как работать с турецкими потребителями.
«Мы готовы делиться своими информационно-аналитическими материалами по строительному, химическому, промышленному комплексам, другим секторам. Вместе определять барьеры, потенциал ваших компаний на турецком рынке и потенциальные угрозы в будущем», — отметил торговый представитель РФ в Турции Айдар Гашигуллин.
Одна из эффективных точек входа – через участие в бизнес-миссиях и отраслевых выставках и продвижение под брендом «Сделано в России», отмечает Сафин. «Принимая во внимание существующие барьеры и сложности, особенно важно найти правильного и надежного российского поставщика. Бренд «Сделано в России» предоставляет турецким импортерам гарантию происхождения продукции, повышает узнаваемость российских товаров на рынке, а также служит своеобразным ориентиром: если компания работает под брендом Made in Russia, значит ее продукция проверена и поддерживается государством», — сказал Сафин.
В этом году РЭЦ организовал участие российских компаний в ряде отраслевых выставок и провел бизнес-миссию по лесопромышленному комплексу. Эти мероприятия способствовали заключению экспортных контрактов и подписанию долгосрочных соглашений, а также укреплению деловых связей между российскими и турецкими партнерами.
«Час с торгпредом» – серия онлайн-встреч, которые организуют для взаимодействия торговых представителей России в других странах и предприятий Татарстана. На них представителям компаний региона рассказывают об основных направлениях взаимодействия между странами. Онлайн-встречи способствуют достижению целей национального проекта «Международная кооперация и экспорт».
Сложности выхода на рынок Турции
По словам Гашигуллина, между российским и турецким бизнесом остается проблема во взаиморасчетах, а таможенные пошлины и санкционные ограничения все еще являются серьезным барьером для увеличения российского экспорта. Кроме того, существует проблема взаимодействия с некоторыми компаниями.
«Следует обратить внимание на рост случаев недобросовестного поведения турецких контрагентов, таких как задержки или вообще неоплата, проблемы с логистикой. Это требует от российских компаний повышенной осторожности, тщательной проверки партнеров. Торгпредство готово оказывать содействие, в том числе по проверке контрагентов в преддверии заключения контракта», — сказал Гашигуллин.
Торговое представительство и Российский экспортный центр также уделяют внимание вопросам сертификации. Турция стремится к ее гармонизации с нормами Евросоюза, отметил Сафин. Поэтому большую часть документов требуют по европейскому формату – это сертификат CE для всего, что связано с электроникой, оборудованием, медицинскими изделиями, детскими игрушками, а также некоторыми другими видами продукции.
«Если касаться сертификации химической продукции, есть европейская, есть турецкая, которые похожи, но есть дополнительное условие о наличии представительства. Мы всегда советуем анализировать, а потом находить партнеров и таможенных брокеров, агентов, которые смогут завезти эту продукцию», — рассказал Сафин.
Часто турецкие компании при ввозе продукции просят сертификат свободной торговли. Его выдает Российский экспортный центр. Кроме того, 40-50 кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности попадает под форму экспортера. Ее периодически запрашивают таможенные органы.
«Ранее мы изучали эту тему, ее выдает местная торгово-промышленная палата. Она заполняется и передается в посольство или консульство Турции, где ее заверяют. На основании этого документа можно ввозить продукцию», — сообщил Сафин.
Кроме того, в Турции действуют относительно высокие импортные пошлины. Они распространяются на порядка 3 тыс. позиций и периодически варьируются.
«Пример – косметика. Ввозная пошлина составляет 0%. Но действует дополнительная в 25%, применяется акциз – либо 6,7%, либо 20%, а также НДС. В итоге сумма достигает 60-65%. В Турции периодически проводятся специальные защитные расследования и дополнительное финансовое обременение. Например, фанера – ввозная пошлина составляет 7%, дополнительная – 20%, НДС – 10%. Но, даже если кубометр фанеры будет стоить $300, то ввозная пошлина будет взиматься с $900, потому что это минимальная стоимость продукции», — пояснил Сафин.
Товарооборот с Турцией
Тем не менее, внешнеэкономическая деятельность между Турцией и Россией, в частности, Татарстаном, продолжает развиваться. По итогам 2024 года внешнеторговый оборот республики с этой страной вырос на 83%, Турция заняла первое место среди торговых партнеров Татарстана, сообщил замминистра промышленности и торговли РТ Герман Лернер. В прошлом году товарооборот между Татарстаном и Турцией вырос в два раза и достиг $5,3 млрд, сообщал раис Татарстана Рустам Минниханов,
«Сотрудничество с Турцией является одним из приоритетных направлений внешнеэкономической деятельности республики. Активно развивается сотрудничество предприятий. Мы видим большое доверие со стороны турецких инвесторов, которые являются лидерами по иностранным инвестициям в Татарстан. Мы ежегодно проводим встречи с инвесторами и компаниями, работающими в республике», — сказал Лернер.
Турция входит в тройку крупнейших внешних торговых партнеров России. Товарооборот за пять лет увеличился в 2,3 раза. Россия поставляет товаров на $43 млрд, Турция – на порядка $9 млрд, сообщил Сафин.
В структуру российского экспорта в основном входят минеральная продукция, энергетика, металлы и изделия из них, продовольственные товары, сельскохозяйственное сырье, продукция химической промышленности и лесопромышленного комплекса. Импорт из Турции разнообразен, представляет такие группы товаров, как машины, химическая и продовольственная продукция, текстиль, обувь и так далее.
«У нас конструктивный характер двусторонних отношений. Все мы знаем про лидерскую дипломатию, что президенты часто взаимодействуют, это приводит к большим проектам», — отметил Сафин.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан