Цифровизация, аутсорсинг, интерес на Востоке: что ждет IT-рынок Казани
– Сфера IT меняется постоянно. Какие тенденции вы считаете наиболее важными? На что следует обратить внимание для успешной работы в 2019-м?
Согласно аналитике Gartner, прежде всего, это технологии, связанные с различными автоматизированными устройствами, которые в своей основе имеют искусственный интеллект. Например, дроны и роботы. Разнообразные бизнес-системы также на базе искусственного интеллекта. Это интересно обществу. Будут дальше развиваться технологии дополненной реальности. Популярность новых цифровых технологий объясняется просто: они приносят новое качество жизни, улучшают производственные процессы. Интересны биотехнологии, связанные с имплантацией электронных устройств в человека. Наверное, будет внимание к цифровым двойникам, которые создают полный и взаимоувязанный виртуальный мир. В общем все, что связано с некой диджитализацией, будет находиться на пике.
– 2018 год окончательно укрепил позиции цифровых технологий. Их внедряют и ритейлеры, и промышленные компании. Считаете ли вы, что «цифра» – это будущее? Как быстро она сможет вытеснить другие технологии?
Цифровые технологии, по большому счету, не направлены на то, чтобы заменить текущие функции. Они помогают оптимизировать бизнес-процессы. Сегодня мир требует максимально быстрой реакции. И одна из функций цифровизации – это как раз переход к сверхгибкости и сверхреактивности. Такие технологии помогают обеспечивать ускорение текущих процессов. «Цифра» устраняет ненужную потерю времени и поддерживает согласованность данных.
– Как скоро цифровые технологии вытеснят людей из производственных процессов?
На самом деле, сфер, где искусственный интеллект может полностью заменить человека, достаточно мало. В перспективе 5-10 лет они могут появиться. Но надо понимать, что на этапе развития человечества мы теряем ряд профессий. Это происходит вне зависимости от развития цифровых технологий. Конечно, с приходом сверхбыстрых и сверхгибких цифровых технологий профессии будут исчезать особенно часто. Но я не думаю, что в ближайшее время эти процессы будут носить массовый характер. Да, искусственный интеллект выигрывает на этапе выполнения простых операций, обработки большого количества информации, автоматизации. Но людям остаются более творческие профессии, управленческие компетенции, связанные с принятием решений, с учетом многофакторных ситуаций.
– Постоянное развитие IT-технологий привело к тому, что все большее количество людей рассматривает эту сферу для профессиональной деятельности. Какие IT-специальности окажутся наиболее востребованными в 2019 году?
В связи с постоянным бурным ростом IT-сферы недостаток специалистов есть во всех областях. И все специализации в IT достаточно востребованы. Пресыщения на рынке нет. Да, ряд профессий на пике интереса со стороны рынка, потому что они недавно появились и работников пока мало. Прежде всего, это специалисты по искусственному интеллекту, машинному обучению, роботизации процессов, управлению данными, их анализу.
Отмечу, что для IT-специалиста важность начинают играть так называемые soft skills. Они не связаны с профессиональными компетенциями, но необходимы для работы в команде. Раньше такие навыки требовались менеджерам, тем, кто работает с рынком. Однако сейчас и в IT-сфере они очень востребованы. Для многих проектов они становятся даже превалирующими.
– Иностранные специалисты охотно едут в Россию?
В нашей компании не так много зарубежных специалистов, но они есть. Они интересны именно своими soft skills. Но сегодня рынок, особенно IT, становится все более глобальным. И уже неважно, из какой страны специалисты. Они могут работать на любых проектах, с любыми заказчиками, находясь в любых странах. Важны личные качества специалиста и его профессиональные знания, остальное вторично. И в России есть хорошие школы в области IT. Например, выпускники МФТИ, ИТМО, МИФИ зарекомендовали себя на международном уровне.
– Вы сотрудничаете с крупными зарубежными партнерами. Отличается ли их подход к работе от российских компаний?
Их история развития дольше, поэтому видна большая зрелость. А нам, как компании, работающей в сфере IT-аутсорсинга, важно, насколько партнер зрелый в этой области. Может ли он говорить с нами на одном языке, доверяет ли нам, каков его опыт именно в области аутсорсинга. В этом плане зарубежные партнеры опережают российских на 5-10 лет. Отмечу, что среди российских клиентов выгодно отличаются компании с иностранным капиталом. Их владельцы внедряют более процессный подход. Конечно, сегодня с зарубежными партнерами работать комфортнее, но российские компании быстро их нагоняют. Думаю, разница в зрелости выравняется в течение 5 лет.
– Какие планы в развитии отношений с зарубежными партнерами в будущем году? Будете ли наращивать список иностранных клиентов?
Конечно, возникают геополитические сложности. Но мы глобальная компания. Мы хотим расширять рынок зарубежных заказчиков. Прежде всего, это Западная Европа. Частично США, Великобритания. При этом у нас есть планы по движению в Азию и Африку. Интересный и большой рынок для IT – Япония. Но нужно понимать, что это особый рынок, где нужно владеть местным языком. Китай тоже интересная сфера для развития. Наверное, туда нужно стремиться с точки зрения массовости. Хотя пока хороших примеров аутсорсинга с Китаем не было. Но стратегически надо поддерживать это направление.
– Многие отечественные компании еще пару лет назад относились к внешнему IT-аутсорсингу, как к риску. Изменилась ли ситуация?
К аутсорсу надо относиться, как к балансу между рисками и возможностями. При правильной постановке все риски становятся управляемыми, а возможности, с точки зрения оптимизации расходов, скорости реакции, перенаправления ресурса и других задач, оказываются очень интересны. Можно выделить базовые задачи, которые нужны для поддержки текущей инфраструктуры с минимальной стоимостью. Их, даже при наличии небольших рисков, лучше отдать на аутсорс. Если правильно выбрали подрядчика, то все эти риски минимизируются. И российские компании начинают это понимать.
Аутсорсинг интересен еще и тем, что мы оказываем услуги компаниям с разной зрелостью. Соответственно, можем предлагать партнерам лучшие решения, на самостоятельное осмысление и внедрение которых им потребуется гораздо больше времени. Мы выступаем не только в роли компании, оказывающей услуги, но очень сильного консалтера, который помогает трансформировать ИТ в правильном направлении.
– Изменились ли клиенты? Что сегодня интересует бизнес?
Общая тенденция – надежность, устойчивость, низкая стоимость для базовых услуг. Всех интересует снижение стоимости при заключении долгосрочного контракта. Компании, решившие эти задачи, начинают интересоваться инновационными технологиями, которые может предложить партнер. Хотят внедрить собственные сервисы за счет инновационных технологий, либо интересуются проектами по цифровизации.
– Стремительное развитие IТ-сферы ставит вопрос о безопасности. Уделяете ли вы этому вопросу особое внимание?
Это комплексный вопрос. Например, наша компания сертифицировала все собственные процессы по оказанию услуг на предмет их безопасности. Мы построили систему управления информационной безопасности применительно к тем услугам, которые мы оказываем. И ежегодно ее проверяем, подтверждаем сертификацию. То есть мы обеспечиваем наших клиентов надежностью и уверенностью, что угроз с нашей стороны не будет. Наши услуги безопасны.
– Считается, что в Татарстане стремительно развивается IТ-сфера. Согласны ли вы с этим? Замечаете ли это на примере местного бизнеса?
Татарстан входит в пятерку регионов России с наиболее развитой сферой IT, в том числе и за счет государственной поддержки. Например, системы электронного правительства и взаимодействия с гражданами, которые имеют достаточно длительную и положительную практику применения, начали возникать именно в Татарстане. Кроме того, в республике IT развивается, как отрасль промышленности и формирует достаточно заметную долю валового регионального продукта. Это IT-решения и системы, оборудование, поставляемые за пределы региона. Сегодня созданная в Татарстане IT-экосфера позволяет двигать внутренний продукт и активно применять результаты информационного развития для своих граждан.
– Как это проявляется в бизнесе?
Достаточное количество крупных предприятий Татарстана сейчас активно и продуктивно идут по пути цифровизации. Этим бизнес поднимает общий уровень развития IT. Появляются хорошие специалисты, вузы готовят все больше студентов, чтобы удовлетворять потребностям, работают и местные и зарубежные компании на рынке.
– Как вы оцениваете свои успехи в 2018 году? Какие изменения ждете в 2019-м?
По итогам 2018 года мы ожидаем рост объема услуг примерно на 30%. Мы хорошо прирастаем на российском рынке, появились крупные заказчики федерального уровня. Примерно с полумиллиарда услуг на российском рынке в 2017 году можем выйти на показатель в 900 млн. Несмотря на геополитическую обстановку, мы хорошо продвигались и на зарубежном рынке, где получили интересных долговременных заказчиков. Что важно, не потеряли никого из текущих клиентов. В этом году в разные подразделения нашей компании пришли порядка 600 новых сотрудников. Общий рост мощности составил около 300 человек. Компания живет и развивается.
2019 год должен стать перспективным. Сейчас работаем по ряду тендеров, которые позволят увеличить мощность и востребованность наших услуг. В их число входят, как известные российские компании, так и зарубежные. В 2019 году планируем двукратно увеличить мощность нашего офиса в Сербии. В 2018 году мы расширили офис с 35 рабочих мест до 90 мест и уже начали думать о дальнейшем развитии. Компания в Белграде оказывает услуги для наших европейских заказчиков.
Конечно, будем продолжать работу по внедрению в бизнес заказчиков новых цифровых технологий и инструментов, которые позволят оптимизировать их услуги и затраты.