Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 

Важный, но сырой: Татарстан готовит поправки к закону о домашнем насилии

В Татарстане ежегодно регистрируют около 14 тыс. правонарушений, происходящих в семьях. Женщины-депутаты Госсовета из объединения «Мэрхэмэт-Милосердие» инициировали сбор замечаний и дополнений к проекту закона о домашнем насилии
Важный, но сырой: Татарстан готовит поправки к закону о домашнем насилии

В заседании, которое прошло 12 декабря, помимо депутатов, приняли участие представители министерств и общественных организаций. Как отметила зампредседателя Госсовета Татарстана, руководитель объединения женщин-депутатов «Мэрхэмэт-Милосердие» Татьяна Ларионова, данный законопроект актуален и необходим.

«Достаточно сказать, что в республике сегодня ежегодно регистрируют порядка 14 тыс. правонарушений, совершенных семейными дебоширами. А сколько таких фактов остается без заявлений и без внимания? По данным республиканской комиссии по делам несовершеннолетних, в ситуации различной степени неблагополучия проживают свыше 7 тыс. семей с детьми», – сказала Ларионова.

Законопроект о профилактике семейно-бытового насилия в России опубликовали на сайте Совфеда РФ в конце ноября. Документ, разработанный членами Совфеда и Госдумы, предусматривает, в частности, введение судебно-защитных предписаний, составленных в МВД и призванных оградить жертву домашнего насилия от агрессора.

Проект закона вводит определение семейно-бытового насилия: им будет считаться умышленное деяние, «причиняющее или содержащее угрозу физического или психического страдания», не содержащее при этом признаков административного правонарушения или уголовного преступления.

Кроме того, документ  предусматривает комплекс профилактических мер в отношении агрессора.

Межведомственное взаимодействие

Председатель комитета Госсовета по социальной политике Светлана Захарова в своем выступлении отметила, что действующий Уголовный кодекс уже содержит нормы, которые направлены на защиту от различных форм насилия.

«Однако они носят характер вторичной профилактики. То есть работают, когда преступление уже совершено. Данный закон, что видно даже из названия, говорит о первичной профилактике», – сказала Захарова.

Она отметила, что в законе не прописывается межведомственное взаимодействие между субъектами профилактики, каждый работает в своем поле.

Заместитель министра труда занятости и соцзащиты РТ Юлия Абдреева отметила, что предложения, которые были внесены данным законом не согласуются с действующим законодательством.

«Все функции по решению профилактики семейно-бытового насилия возлагаются на органы социального обслуживания. Мы, как субъект профилактики, не сможем проводить весь объем работы. Очень широко расписаны полномочия органов социальной защиты, при этом полномочия других – ограничены одним абзацем», –сказала Абдреева.

По ее словам, в законе представлены различные меры профилактики – от превентивных до наказания. «Законопроект внедряет такое положение, как предписание. Однако неясно, что будет происходить по окончании срока действия этого предписания? Посыл хороший, но он не проработан. Нет ответственности нарушителя за неисполнение предписаний. Осталась недосказанность», – сказала Абдреева.

Она подчеркнула, что  закон о домашнем насилии нужен, но необходима его серьезная доработка.

По данным минтруда РТ, в республике на соцобслуживании находятся 42 человек, которые столкнулись с насилием в семье, порядка 1,7 тыс. человек пострадали в результате внутрисемейного конфликта. Из них практически 70% случаев касаются семей, где один или несколько членов страдают алкогольной зависимостью.

По данным аппарата омбудсмена по правам человека в РТ, в 2019 году было принято около 400 сигналов через систему ГЛОНАСС. Не меньше трети этих уведомлений поступило в связи с жестоким обращением с членами семьи. Большое количество жалоб касается пожилых людей.

Разрушение института семьи

Мнения представителей общественных организаций по поводу законопроекта разделились. Руководитель женского кризисного центра «Фатима» Марина Галицкая высказалась за необходимость его принятия.

«Меры профилактики – это меры безопасности. Этот закон уникален. Прежде всего, тем, что вводятся досудебные охранные предписания, которые выдают сотрудники полиции сразу, чтобы не допустить более тяжких преступлений. Сейчас таких полномочий у участковых нет. Выстраивать отношения между государством и семьей – это цивилизованный путь. Не надо бояться, что полиция придет и разрушит семью. Это не так», – сказала Галицкая.

Против законопроекта выступила Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей в лице ответственного секретаря татарстанского отделения Анатолия Венедиктова. По его словам, в действующем законодательстве есть все для профилактики насилия, поэтому отдельный закон не нужен.

«Мы рассматриваем выдвижение этого закона, как удар по семье в целом. Данная попытка размазать понятие семьи происходит со стороны западной либеральной общественности уже не первый раз. Когда под семейные ценности и под понятие «семья» пытаются подвести так называемое сожительство, людей, ведущих совместное хозяйство. Принятие этого закона преждевременно», – считает Венедиктов.

Сожительство и несовершеннолетние

И.о. начальника правового управления Госсовета Татарстана Дамир Махмутов обобщил замечания к законопроекту. В частности, он отметил, что в законопроект не включены случаи сожительства.

«Эти люди выведены за рамки правового регулирования проекта. Также непонятно в каком порядке должен подать заявление несовершеннолетний, который подвергается семейно-бытовому насилию со стороны своих законных представителей – родителей. Правовое управление Госсовета РТ считает, что текст законопроекта нуждается в доработке», – сказал Махмутов.

Татьяна Ларионова постановила в течение 10 дней собрать предложения от участников дискуссии. «Я прошу еще раз продумать дальнейшие предложения. Мы, депутаты, в свою очередь, обобщим и подготовим рекомендации для вышестоящих органов», – сказала Ларионова.

Напомним, впервые соответствующий законопроект был внесен в Госдуму в 2016 году, но не прошел первого чтения. До 2017 года побои в отношении близких лиц фигурировали в ст. 116 Уголовного кодекса, но два года назад был принят закон о декриминализации побоев в семье, разработанный сенатором Еленой Мизулиной. Он перевел побои близких родственников из разряда уголовных преступлений в административные правонарушения в случаях, когда такой проступок совершен впервые.

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 30 ноября
EUR ЦБ: 97,65 (+0,58)
Инвестиции, 29 ноя, 18:05
Курс доллара на 30 ноября
USD ЦБ: 88,88 (+0,27)
Инвестиции, 29 ноя, 18:05
Все новости Татарстан
Путин пошутил про слезы Силуанова из-за просьбы о деньгах из бюджета Экономика, 03:48
США обвинили индийца в подготовке убийства лидера сикхов в Нью-Йорке Политика, 03:32
Волжский гедонизм: почему из Самары не хочется уезжать РБК и LADA, 03:20
Telegraph узнал о призыве Кэмерона к НАТО помогать Киеву минимум два года Политика, 03:10
Захарова сочла «глупостью» отказ пропустить самолет с ней через Болгарию Политика, 02:55
Когда выпадают или плохо растут волосы: что делать РБК и Nourkrin, 02:45
Адвокат объяснила данные о росте долга Блиновской до ₽1,4 млрд Общество, 02:30
РБК Диалоги с Александром Волошиным
Власть и бизнес. Новые правила
Подробнее
Голливуду ищут замену: что смотрят по телевидению в России РБК и Триколор, 02:22
Глава МИД Австрии призвал Запад не бояться переговоров с Россией Политика, 02:18
Красный крест уведомил ЦАХАЛ об освобождении ХАМАС группы заложников Политика, 01:55
Как социальные связи влияют на выбор жилья РБК и ЖК SOUL, 01:55
Лавров прилетел на саммит ОБСЕ в Скопье через Грецию, а не через Болгарию Политика, 01:39
Жители Одессы перекрыли дорогу из-за отсутствия тепла и света Общество, 01:22
«Реал Сосьедад» не смог победить в первом полном матче Захаряна в ЛЧ Спорт, 00:58