Пакеты и коробки: в РТ начали выпускать на 100% перерабатываемую упаковку
Рынок упаковки до 2028 года будет расти на 1,5-2% в год, сообщила старший менеджер подразделения «Маркетинг отраслевых решений» холдинга «СИБУР» Елена Мальцева.
В текущем году на рынке полимерной упаковки ожидается прирост на 1,8%. Она отметила, что данный вид упаковочного решения позволяет обеспечить сроки годности продукции, доставку на большие расстояния и так далее. По мере стабилизации на потребляющих рынках прирост может составить 2%. Доля полимерных решений в крупнейших сегментах упаковки превышает 65%. Например, для упаковки мяса и мясных продуктов ее доля составляет 91%, бытовая химия – 76%, кондитерские изделия – 76% и так далее.
Доходы потребителей и упаковка
Представитель СИБУРа добавила, что индекс промышленного производства увеличился в 2023 году к 2022-му на 3,5%. Прогноз на текущий год – плюс 1,9%. Инфляция снижается: в прошлом году ее уровень был ниже, чем в 2022 году, ее отрицательная динамика прогнозируется и на текущий год. Доходы населения растут, что обеспечивает рост потребления различной продукции.
По итогам прошлого года оборот розничной торговли в стране в денежном выражении вырос на 2,7%, в этом году, по прогнозам, сообщила Мальцева, он увеличится на 3,5%. Выросли продажи в сегменте товаров повседневного спроса (FMCG), который потребляет порядка 70% от общего объема полимерной упаковки, отметила Мальцева.
Она привела данные аналитиков Nielsen, согласно которым, вклад реального спроса составил 1,2%, на этот год его прогнозировали в 1,8%. По словам представителя СИБУРа, это хороший результат. Мальцева добавила, что в восстановлении рынка спроса на FMCG вырос вклад регионов. Одним из факторов стала интернет-торговля: в денежном выражении данный рынок вырос в истекшем году на 37%, в упаковках – более чем в два раза.
«Это тот канал, через который регионы получили доступ к товарам, ранее не доступным им логистически. Но маркетплейсы и другие каналы e-commerсe изменили ситуацию. К концу прошлого года доля e-commerсe достигла 9%, мы ожидаем, что в горизонте 2-3 лет она достигнет 15%, в горизонте 5 лет – 30%», — сказала старший менеджер подразделения «Маркетинг отраслевых решений» СИБУРа. Она добавила, что в регионах темпы интернет-продаж в регионах вдвое превышают показатели Центрального федерального округа.
Интернет-драйвер
Развитие электронной торговли оказывает влияние на рынок упаковки, каждое звено в цепи доставки товара от продавца к покупателю требует разной упаковки. Ряд игроков, по словам Мальцевой, пытаются зайти на этот рынок, сформировать требования к упаковке. «Эта тема, которую нужно взять на вооружение, и детально проработать», — сказала старший менеджер подразделения «Маркетинг отраслевых решений» СИБУРа.
В офлайн-торговле наиболее интенсивно растут хард-дискаунтеры (+17% в натуральном выражении). Основной прирост продаж в офлайн-сегменте обеспечили продукты питания (+3,8%), из которых 1,5% обеспечили безалкогольные напитки, в том числе для спортсменов, прирост в упаковке – 13,7%, сообщила Мальцева. В топ наиболее быстрорастущих продуктов питания вошли мясные (+12,2% в денежном и +9,5% в натуральном выражении), на 13% выросли снэки, товары для животных, на 9,7% – кондитерские изделия, на 7,9% – молочные продукты и так далее.
Мальцева отметила, что в ряде отраслей, например, для мясных продуктов, есть тренд по переходу на гибкую упаковку, как на более экономичное и удобное решение. Также в ритейле ожидается рост потребления возвратной тары. В категории кондитерских изделий, например, бумажной упаковки для конфет приходят флоу-паки. При этом, по ее словам, производители вряд ли откажутся от картона для упаковки коробок конфет.
Директор по инновациям и технологиям компании Danaflex Максим Верижников также выделил доставку еды, электронную торговлю в числе трендов, которые будут определять развитие производства упаковки в течение ближайших лет 10.
«Это новый амбиционный инновационный игрок, который уже сейчас и в будущем будет задавать некие тренды в упаковочной отрасли. На мой взгляд, они могут привнести смещение акцента с дизайна на функциональные свойства упаковочных материалов, так как конкурировать на полке уже не нужно. Во главе угла будет безопасность, сохранность продукта, удобство использования, соответственно, возможно комбинирование жесткого пластика и гибкой упаковки», — сказал Верижников.
Он предположил, что рост служб доставки стимулирует развитие системы возвратной упаковки, ее сортировку и, в конечно итоге, переход к перерабатываемым решениям. Как сообщил президент компании Danaflex Айрат Баширов, к 2025 году производитель упаковки планирует выйти на 100% перерабатываемые решения. «В 2024 год мы смотрим со сдержанным оптимизмом, поскольку экономика начинает расти, все стабилизируется», — сказал он.
Новые решения для нового времени
Верижников рассказал, что к 2024 году компания подошла к тому, чтобы в тандеме с партнерами, среди которых есть научно-исследовательские институты, заняться разработкой стандартов перерабатываемых решений. Среди прочего, отметил он, это позволит сделать их более понятными для рынка. В дальнейшей перспективе Danaflex планирует начать использовать на производстве вторично-переработанные материалы. «Это логично. Без этого решения циклическая экономика будет неполноценной», — сказал Верижников.
Помимо этого, в фокусе компании, по его словам, находятся альтернативные материалы: бумага с новыми функциональными свойствами, биоразлагаемые полимеры и так далее. «Там, где это возможно, мы будем это делать. И уже имеем в этом направлении определенные наработки», — сказал директор по инновациям и технологиям Danaflex.
Заместитель начальника отдела развития отрасли полимерных и эластомерных материалов министерства промышленности и торговли Российской Федерации Анна Трофимова заявила, что «отрасль живет и работает».
По ее словам, сейчас ее представителям необходимо сосредоточиться на том, как нивелировать те риски, которые несет за собой «Список 28», включающий товары и упаковку, рекомендованные к запрету после создания инфраструктуры производства альтернативных замещающих изделий. Запрет, отметила Трофимова, неизбежен. Однако в ходе переговоров при участии в том числе производителей упаковки и сырья для нее по некоторым позициям он может быть отменен.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан