Лента новостей
Все новости Татарстан
Аналитики зафиксировали рекордное снижение оптимизма у аграриев 00:04, Бизнес Кравчук рассказал о последствиях оккупации Украины для России 00:04, Политика Малый бизнес показал рекордный пессимизм 00:01, Экономика Джордж Лукас сохранил первое место в списке богатейших знаменитостей 00:00, Общество Миссия выполнима: купить подарки заранее и встретить Новый год без суеты 18 дек, 23:58, РБК и Philips Златан Ибрагимович продлил контракт с «Лос-Анджелес Гэлакси» 18 дек, 23:24, Спорт Премьер Бельгии объявил об отставке 18 дек, 23:21, Политика Нефть Brent упала за день почти на 6% 18 дек, 23:01, Экономика В Киеве утвердили новый вариант морской доктрины Украины 18 дек, 22:53, Политика МИД объяснил невозможность показа США вызвавшей претензии ракеты 18 дек, 22:48, Политика Посольство сообщило о задержании россиянина в Литве 18 дек, 22:44, Общество Высокая конкуренция: ниша для сети магазинов натуральных продуктов 18 дек, 22:39, РБК и «Билайн» Бизнес Горбачев поспорил с Путиным об одностороннем разоружении СССР 18 дек, 22:11, Политика Туктамышева пропустит чемпионат России по фигурному катанию из-за болезни 18 дек, 22:09, Спорт Порошенко попросил православных верующих выбрать между Украиной и Россией 18 дек, 21:57, Политика США продлили санкции против сына Чайки и дочери Каримова 18 дек, 21:54, Политика Платежная система «Мир» разработала аналог Google Pay 18 дек, 21:41, Финансы Евкуров поручил найти устроивших конфликт в Москве студентов из Ингушетии 18 дек, 21:38, Общество Как четвертая промышленная революция повлияет на транспорт в России 18 дек, 21:37, РБК и ГТЛК Месси в пятый раз в карьере получил «Золотую бутсу» 18 дек, 21:26, Спорт Эксперты зафиксировали нежелание крупных компаний стать прозрачнее 18 дек, 21:22, Экономика Всемирный банк дал Украине финансовые гарантии на $750 млн 18 дек, 21:21, Экономика WSJ узнала о плане Маска привлечь $500 млн на спутниковый интернет 18 дек, 21:17, Бизнес «Когда все хорошо, это опасно»: Алексей Зуев — в проекте «Герои РБК» 18 дек, 21:03, Свое дело  Козак пообещал проверить жалобы транспортных компаний на топливные цены 18 дек, 20:48, Экономика Верховная рада ввела наказание за травлю в детских садах и школах 18 дек, 20:39, Общество Битва дизайнеров: как совместить в одном интерьере прошлое и настоящее 18 дек, 20:27, РБК и Экспострой на Нахимовском Совет директоров «Спартака» совершил перестановки в руководстве клуба 18 дек, 20:25, Спорт
Год после катастрофы: как расследуют крушение “Боинга-737” в Казани
Татарстан, 14 ноя 2014, 15:55
0
Год после катастрофы: как расследуют крушение “Боинга-737” в Казани
В первую годовщину крушения «Боинга-737» в Казани по всей республике прошли траурные мероприятия. Во всех мечетях Татарстана состоялись заупокойные службы в память о жертвах трагедии. В храмах и монастырях Татарстанской митрополии прочли особые прошения обо всех погибших в авиакатастрофе в Казани, отслужили заупокойные литии и панихиды. Около 100 родственников погибших собрались к 10 утра у мемориала у второго пассажирского терминала международного аэропорта «Казань». «Сегодня мы преклоняем голову перед всеми, кто простился с жизнью так рано и неожиданно и теми, кто лишился своих родных и близких. Мы находимся на месте, которое навсегда останется болезненной раной в наших сердцах, в нашей памяти», - сказал собравшимся премьер-министр республики Ильдар Халиков и зачитал имена каждого из погибших, после чего объявил минуту молчания.

Хотя с момента катастрофы, унесшей жизни всех 50 человек на борту, включая сына президента РТ Ирека Минниханова и главы управления ФСБ по РТ Александра Антонова, прошел уже год, ответа на вопрос, что именно произошло вечером 17 ноября 2013 года в небе над Казанью, по-прежнему нет. Межгосударственный авиакомитет (МАК) все еще продолжает расследование, а эксперты в области авиации говорят о “человеческом факторе”, но скупятся на оценки и комментарии.

Зампредседателя МАК Виктор Сороченко сообщил РБК-Татарстан, что расследование крушения «Боинга» находится на заключительном этапе. МАК формирует окончательный отчет о происшествии, однако этот документ вряд ли будет опубликован ранее, чем через полгода.

Согласно установленным процедурам, говорит В.Сороченко, отчет сперва направят для ознакомления разработчику воздушного судна компании "Боинг". Еще 60 суток дается Национальному совету по безопасности на транспорте США, чтобы дать свои комментарии к отчету. После всех процедур расследования, сказал замглавы МАК, отчет о причинах катастрофы опубликуют на официальном сайте ведомства, где с ним смогут ознакомиться все желающие.

Один из экземпляров отчета направят в следственный комитет, который расследует заведенное после крушения самолета уголовное дело по ч.3 ст.263 УК РФ (нарушение правил движения и эксплуатации воздушного судна). О ходе расследования этого дела также мало что известно. Официальный представитель СК Владимир Маркин на вопросы РБК-Татарстан о ходе расследования по телефону не ответил, попросив письменный запрос. На момент написания материала ответы в редакцию не поступили.

Почему расследование идет так долго

Директор Института воздушного и космического права Aerohelp (Санкт-Петербург) Олег Аксаментов пояснил РБК-Татарстан, что расследование авиапроисшествий организует и проводит Межгосударственный авиационный комитет с участием Росавиации, минэкономразвития России и других заинтересованных федеральных органов власти и организаций. МАК формирует и назначает комиссию по расследованию авиационного происшествия. Если расследование не требует проведения дополнительных исследований, говорит Аксаментов, то его срок не должен превышать 30 суток. Однако оно может быть продлено по ходатайству председателя комиссии.

«Выводы комиссии должны быть обоснованы. Обычный срок расследования в зависимости от степени сложности конкретного происшествия может варьироваться от нескольких месяцев до нескольких лет», - сказал директор института. Он добавил, что выводы МАК о причинах авиационного происшествия правосудие должно рассматривать как одно из возможных доказательств, но никак не единственное и достаточное.

Мировой опыт не дает однозначного ответа на вопрос, сколько должно идти расследование авиакатастрофы. Например, крушение в 2010 году под Смоленском самолета Ту-154, в котором погибло несколько десятков высокопоставленных польских чиновников, в том числе и президент страны Лех Качиньский, МАК расследовал около 8 месяцев. Однако чем туманней происшествие, тем дольше может длиться следствие. Характерен пример крушения китайского аэробуса А300 над аэропортом Тайбэя в 1998 году, в результате которого погибли все 196 человек на борту. Та катастрофа своими обстоятельствами очень схожа с казанской: на фоне тяжелых погодных условий пилоты “промахнулись” при заходе на посадку, предприняли попытку зайти на второй круг, но не справились с управлением. Авиационные власти Тайваня расследовали это дело около двух лет.

Произошедшее в том же году крушение швейцарского MD-11 под канадским Галифаксом, в котором погибли все 229 человек на борту, следователи анализировали 4 года. Наконец, самая громкая катастрофа последнего времени — крушение малазийского “Боинга” под Донецком — и вовсе грозит побить все временные рекорды. Спустя три месяца после взрыва самолета даже нет уверенности, что обнаружили всех погибших — буквально на прошлой неделе на месте крушения нашли новые останки.

Главный редактор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев надеется, что выводы МАК о причинах крушения самолета АК «Татарстан» будут обнародованы не позднее чем через полгода.

«С одной стороны, множество факторов способствовали быстрому и эффективному расследованию этой авиакатастрофы. Прежде всего, тот факт, что сразу же были обнаружены обломки судна, «черные ящики», с которых удалось сразу же считать информацию. Но учитывая характер самого происшествия и поведение экипажа, возникли проблемы в корректном изложении всех обстоятельств, выяснении той цепочки, что привела к негативным последствиям», - заявил РБК-Татарстан О.Пантелеев.

«Судя по всему, ворох скрытых проблем был достаточно большой. Этим и объясняется необходимость разработки многочисленных рекомендаций, что, в свою очередь, требует длительного времени», - считает эксперт.

По мнению О.Пантелеева, следователи СКР с высокой степенью вероятности придут к выводу, что в крушении «Боинга-737» виноваты члены экипажа, и дело в отношении пилотов будет закрыто в связи с их гибелью. «Будут ли привлечены к ответственности другие лица? Об этом я судить не берусь», - сказал он.

Кто виноват в катастрофе

Спустя две недели после трагедии Росавиация разослала по регионам характеристику полета разбившегося «Боинга». Этот пятистраничный документ полон технических терминов и, как прокомментировал РБК-Татарстан гендиректор Казанского авиапредприятия, летчик с 18-летним стажем Магомед Закаржаев, не дает ответа на вопрос о причинах катастрофы. «И причины технические, и ошибки пилотов – все что угодно можно нафантазировать по той предварительной информации», - говорит он.

Судя по тексту, самолет шел на посадку «со значительным проворотом», то есть уклонением от курса в правую сторону. Однако, по словам Закаржаева, в технологии захода на посадку экипажа «Боинга» не было значительных ошибок, которые могли бы вызвать катастрофу. «Да, при выходе из разворота было уклонение на 4 км, но это можно было исправить при правильном подходе», - говорит эксперт. В том числе и с помощью захода на второй круг, какой и был выполнен. Кроме того, судя по предварительному отчету, самолет был управляем: он не потерял равновесия и не ушел в штопор, из которого выводится далеко не каждый самолет. «И метеоусловия были совсем некритичные - боковой ветер был сильный, но он тоже не превышал пределы допустимого», - рассуждает Закаржаев.

Аналогов произошедшей 17 ноября 2013 года катастрофе Олег Пантелеев вспомнить не смог. По его словам, у него в памяти нет других случаев, когда при заходе на второй круг пилот допустил ошибки, которые привели к «столь плачевным последствиям». «К сожалению, были многочисленные прецеденты столкновения с поверхностью, когда экипаж считал, что вот-вот должен увидеть посадочные огни, но видел землю - и уже поздно было что-либо предпринимать. Но таких событий на борту (как в Казани – РБК-Татарстан) я не припомню за последние два десятка лет», - сказал О.Пантелеев. По его словам, эксперты в области авиации предполагают, что пилоты «Боинга-737» АК «Татарстан» допустили при заходе на второй круг грубые ошибки, которые привели к потере управления самолетом.

Значительная часть опрошенных РБК-Татарстан экспертов отказалась комментировать последствия крушения «Боинга-737» авиакомпании «Татарстан» для авиации России, а также озвучивать свои версии случившегося до публикации отчета МАК.

Татьяна Ренкова, Гульназ Шарафутдинова, Елена Иванова