Перейти к основному контенту
Татарстан ,  
0 
Эксклюзив

Белое золото: в Татарстане вырос спрос на молоко и молочную продукцию

Татарстан в 2020 году занял I место в РФ по производству молока. Молочные комбинаты РТ нарастили объем переработки и вышли на онлайн-маркеплейсы. Ритейл зафиксировал рост спроса на местную продукцию
Белое золото: в Татарстане вырос спрос на молоко и молочную продукцию

Производство и переработка

По итогам 2020 года, Татарстан сохранил первое место среди регионов РФ по объему производства молока. Министр сельского хозяйства и продовольствия региона Марат Зяббаров сообщил, что в республике было произведено свыше 1,9 млн тонн молока, что на 2% превышает показатели 2019 года. На долю сельхозформирований приходится 1,4 млн тонн, что на 5% больше, чем годом ранее. Лидируют по объему производства Кукморский, Атнинский, Балтасинский, Сабинский и Актанышский районы Татарстана. По словам Зяббарова, в них ежедневно реализуют молока на 8 млн руб.

По итогам 2020 года, стоимость валовой продукции сельского хозяйства составила 263,4 млрд руб., индекс производства – 104%. План, по данным минсельхоза, перевыполнили на 2,1 %. Динамику, в первую очередь, по данным минсельхозпрода, удалось обеспечить за счет увеличения на 124,8% сбора зерна. Пищевой продукции было отгружено на 229,5 млрд рублей, индекс производства составил 102%. На долю сельского хозяйства и пищевой промышленности в общем объеме валового регионального продукта, по итогам прошлого года, пришлось 18%.

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова рассказала РБК Татарстан, что, помимо производства молока-сырья, в РТ в 2020 году вырос объем его переработки. Например, питьевого молока было выпущено 322,7 тыс. тонн – на 29% больше, чем в 2019-м. По кисломолочным продуктам положительная динамика составила 6% до 88,8 тыс. тонн, сыров, сырных продуктов и творога выпустили 47,9 тыс. тонн – плюс 8%.

«Рост производства питьевого молока и кисломолочных продуктов объясняется перераспределением потребительского спроса во второй половине 2020 года, когда на фоне снижения реальных доходов потребители начали экономить. И я полагаю, что эта тенденция продолжится и в 2021 году», – считает эксперт.

Опрошенные РБК Татарстан производители молока и молочной продукции сообщили о росте объемов производства в 2020 году и запуске продаж через интернет-маркетплейсы.

Большое молоко

В пресс-службе АО «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» РБК Татарстан рассказали, что в 2020 году было переработано 224,6 тыс. тонн молока – на 15% больше, чем годом ранее. В сутки предприятие закупает, в среднем, свыше 600 тонн молока. «Комбинат сотрудничает со всеми производителями молока-сырья на территории республики», – отметили в АО «ЗМК».

Объем произведенной продукции в группе «молоко» вырос за год на 8,9% (или 4,4 тыс. тонн) до 57 тыс. тонн. В целом, было произведено 161,6 тыс. тонн продукции, что на 18,8% или 25,5 тыс. тонн больше, чем годом ранее.

«По результатам работы АО «ЗМК» за 2020 год можно сделать вывод, что существенно выросли объемы производства молока – на 8,9%, кисломолочной продукции – на 10,4% и сметаны – на 15,3%. Рост связан с увеличением потребительского спроса на эти группы продукции и расширением географии поставок», – сообщили в пресс-службе Зеленодольского комбината.

На предприятии уточнили, что в 2020 году продукцию предприятия начали поставлять на полки сетей в Ульяновске, в Тольятти. Началось сотрудничество еще с одним ритейлером в Казани. Новые дистрибьюторы появились в Набережных Челнах и Самаре.

«Трудности прошедшего года отчасти способствовали развитию АО «ЗМК» – нам удалось запустить собственную систему доставки, а позднее начать сотрудничество с крупными онлайн-площадками, такими как Ozon, Wildberries и сервисом экспресс-доставки еды «Самокат», – рассказали в «ЗМК».

В 2021 году предприятие рассчитывает увеличить объемы производства на 2,6%, расширить продуктовую линейку и географию поставок, нарастив присутствие в торговых сетях «Перекресток» и «Магнит» и подключив новых дистрибьютеров.

По данным Центра изучения молочного рынка (DIA), Татарстан лидирует среди регионов страны по количеству заводов: в РТ действуют 8 предприятий. Центр ежегодно готовит рейтинг производителей молока и молочной продукции, начиная с 2019 года в него входят 100 компаний, ранее издавался топ-50.

Согласно исследованию, в Татарстане в прошлом году 34,5% производства молока и молочной продукции приходилось на долю Зеленодольского молочного комбината, 13,5% занимает Мамадышский сыродельно-маслодельный комбинат, 11,3% – «Алабуга соте» и так далее.

Milknews вместе с Национальным союзом производителей молока и консалтинговым агентством Streda Consulting включили Зеленодольский молкомбинат в топ-30 производителей молока страны. Среди основных параметров для оценки была сумма выручки от продаж молочной продукции. Татарстанское предприятие расположилось на 22 позиции рейтинга с выручкой в 8,3 млрд руб. по итогам 2019 года.

Управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП» Андрей Шутов сообщил РБК Татарстан, что в прошлом году Казанский молочный комбинат переработал 119,8 тыс. тонн продукции, что на 60% превышает показатели 2019-го. К началу 2021 году, отметил он, объем переработки молока на заводе в Казани, где проходит модернизация, увеличился до 500 тонн в сутки. Планируется, что к концу 2022 года комбинат будет ежесуточно перерабатывать 700 тонн молока. Готовой продукции произвели больше на 77%: с 60,9 тыс. до 108,1 тыс. тонн. Объем производства пастеризованного и ультрапастеризованного молока вырос с 43,5 тыс. тонн в 2019 году до 86,2 тыс. тонн в 2020-м.

«Колоссальная сырьевая база Республики Татарстан дает нам возможность расширять список поставщиков молока-сырья. Сегодня завод активно работает с поставщиками молока с Арского, Высокогорского, Сабинского, Тетюшского, Тюлячинского, Верхнеуслонского, Новошешминского и Кукморского районов», – отметил Шутов.

Продажи продукции Казанского молочного комбината, которая, в том числе, представлена в федеральных торговых сетях, по итогам прошлого года, выросли. «Расширение сотрудничества с ритейлерами послужило росту объемов продаж нескольких категорий продукции: наибольший рост за период с 2019 по 2020 годы показала категория молочных напитков (+65%), сыра (+25%) и пастеризованного молока (+11%). Согласно рейтингам независимой социологической компании Nielsen, за год доля рынка продукции Казанского молочного комбината выросла с 7,2 до 9,4%», – сообщил управляющий акционер ООО «КОМОС ГРУПП».

В пресс-службе АО «Агросила» рассказали, что в 2020 году было переработано на 25% больше, молока, чем годом ранее, или 48,3 тыс. тонн. Молока было произведено на 31% больше, чем годом нее – 24,2 тыс. тонн. В целом, компания за год зафиксировала 26% прироста объема произведенной продукции до 37,9 тыс. тонн.

«Наиболее интенсивный рост производства произошел по молоку и кисломолочной продукции, за счет расширения поставок продуктовой линейки предприятия в сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель». Стартовали продажи на Ozon, открылись экспортные поставки в Казахстан и Азербайджан», – сообщили РБК Татарстан в АО «Агросила».

Региональный директор по корпоративным отношениям АО «ДАНОН РОССИЯ» Мария Жаркова рассказала, что в течение 2020 года суточный объем переработки на филиале «Молочный комбинат «Эдельвейс» увеличился практически на 30%, по сравнению с 2019 годом.

«Ключевая категория, давшая такой рост – питьевое молоко. Это результат стратегии компании сделать продукт доступнее для потребителя, особенно учитывая потребительский тренд готовки дома, сложившийся в 2020-ом году в связи с пандемией и самоизоляцией», – сказала Жаркова.

В Татарстане, по ее словам, у компании насчитывается 10 поставщиков сырого молока, из них 8 – сельхозпредприятия, которые сотрудничают с Danone на постоянной основе.

Спрос на местное

Представители ритейла зафиксировали в истекшем году рост спроса на данный сегмент продовольственной продукции. В пресс-службе X5 Retail Group рассказали, что спрос на молоко, кисломолочную продукцию, масло и сыры в магазинах сети «Пятерочка» в Татарстане в 2020 году, в среднем, был на 20% выше, чем в 2019-м.

«Наибольший рост спроса отмечался в апреле, когда продукцию данных категорий покупали на 34% активнее, чем в аналогичный период прошлого года. Доля местных производителей в товарообороте «Пятерочки» в регионе превышает 30%, а отдельно в категории «молочная гастрономия» – 80%», – рассказали в пресс-службе компании-ритейлера.

В пресс-службе розничной сети «Магнит» сообщили, что положительная динамика спроса на молочную продукцию в РТ составила, в среднем, 5% «Ключевыми поставщиками молочной продукции на рынке Татарстана являются Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат, «Алабуга Соте», – добавили в компании.

При этом ритейлер отметил увеличение доли региональных поставщиков выросла. «Мы видим, что продукция местных производителей узнаваема и любима жителями, поэтому нам важно, чтобы такие продукты были на полках наших магазинов, в том числе, за пределами родного региона. Поэтому в этом году мы активно продолжим сотрудничать с поставщиками Республики Татарстан», – отметили в пресс-службе сети «Магнит».

Молоко не в шоколаде

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, гендиректор Petrova 5 Consulting Марина Петрова отметила, что молочная отрасль, в отличие от ряда других, почувствовала влияние коронакризиса во второй половине 2020 года, когда для россиян стали очевидны последствия пандемии в виде закрытия заведений сегмента хореки и других. Закрытие бизнесов негативно повлияло на платежеспособный спрос. В результате, в IV квартале 2020 года спрос сместился с функциональных молочных продуктов на традиционные.

«В 2021 году эти тенденции продолжатся – потребление молочных продуктов будет перераспределяться между категориями, а конкуренция расти. В IV квартале 2020 года цены на молоко-сырье возросли, но переработчики только сейчас начали транслировать это повышение в розничных сетях. Кроме того, повышение цен на другие продукты питания, такие как мясо, яйца, сахар, растительное масло, будут также влиять на спрос по молочным категориям в ближайший год», – сказала Марина Петрова.

Эксперт добавила, что на молочную отрасль повлияют еще 2 фактора: вероятная отмена CAPEX (механизма возмещения части прямых понесенных затрат на капитальное строительство) и введение системы цифровой маркировки. «Если в 2021 году будет принято решение об отмене компенсации CAPEX на строительство молочных ферм, то, безусловно, инвестиционная активность снизится, и объемы производства молока в сельхозобразованиях сократятся до показателей, которые наблюдались с 2000 по 2017 год (около 1% в год)», – сказала эксперт.

Введение маркировки, по мнению аналитика, приведет к тому, что некрупные переработчики молока будут вынуждены закрыть производство, потому что не выдержат конкуренцию с крупными перерабатывающими предприятиями. Введение системы «Меркурий» было сложным для крупного бизнеса, то система маркировки, которая, по сути, является дублирующей, будет слишком дорогостоящей для малых и средних предприятий.

«Возможное кредитование для введения системы маркировки (пусть и беспроцентное) также не является решением проблемы, потому что малому и среднему бизнесу будет крайне сложно обосновать дополнительную кредитную нагрузку и не нужно забывать, что «тело кредита» нужно будет все равно погашать, а это скажется на себестоимости продукции. Важно учитывать, что в текущей экономической ситуации введение маркировки и отмена компенсации CAPEX – существенные факторы риска для молочной отрасли. Поэтому я считаю, что молочную отрасль необходимо вывести из системы маркировки, как это было сделано с мясной отраслью. Увеличение объемов производства молока и активный рост переработки внутри региона – это всегда позитивный фактор развития, потому что есть примеры других регионов-лидеров, которые реализуют сырое молоко в сопредельные области и регион теряет маржинальность», –отметила Марина Петрова.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Все новости Татарстан
«Москвич» оценил риск банкротства из-за иска гонконгской компании о долге Бизнес, 03:39
«Башнефть» установила ограждения от дронов на нефтезаводах Бизнес, 03:33
Россияне разделились в вопросе представления партиями их интересов Политика, 02:58
В Павлограде прогремели взрывы Политика, 02:50
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43