Золото в колонке: как удорожание бензина влияет на частные АЗС Татарстана
Глава Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения Татарстана Ирек Сулейманов сообщил, что на сегодняшний день в отрасли производства бензина и на рынке заправок сложилась «аховая» ситуация. В наиболее сложном положении оказались частные заправки, которые не принадлежат вертикально интегрированным компаниям.
При этом топливо на заправках по рынку подорожало, по словам Сулейманова, в пределах инфляции: на 3-4%. Подорожание топлива в оптовом сегменте, на заводах, по его словам, составило 60-70%.
«Спрос не снизился. Но люди не довольны тем, что повышается цена на заправках. Мы все время утверждали, что цены на заправках будут повышаться в размере инфляции. Сомневаюсь, что глобально цены будут расти еще больше», — считает Сулейманов.
По данным Росстата, с 1 по 7 августа рост цен на автомобильный бензин был зафиксирован в 83 субъектах Российской Федерации.
В Татарстане средняя цена на автомобильный бензин 7 августа составила 50,1 руб. за литр. Стоимость марки АИ-92 составила 48,15 руб./л, АИ-95 – 52,15 руб., марки АИ-98 и выше – 63,69 руб. за л. А цена дизельного топлива равнялась 55,41 руб. за л.
Более всего бензин подорожал в Чукотском автономном округе – на 3,1%, Магаданской области – на 2,9%, Республике Алтай – на 2%.
В Москве и Санкт-Петербурге первую неделю августа цены выросли на 0,6% и 0,4% соответственно.
В январе 2023 по сравнению с декабрем 2022 индекс потребительских цен на бензин автомобильный составил 100% (по сравнению с январем 2022 – 100%), индекс цен производителей – 92,4% (по сравнению с январем 2022 – 55%).
По словам Сулейманова, заправки, не принадлежащие нефтяным компаниям могут покрыть убытки от розничного бизнеса с помощью продаж в оптовом сегменте за счет заводских цен. «А у нас такой возможности нет, у нас всего две заправки, поэтому нам сложно», — посетовал он.
Глава ассоциации добавил, что на сегодняшний день по России закупка топлива осуществялется за 10 рублей за литр, а продажа иногда осуществляется за 9 рублей.
Сулейманов рассказал о существовании правил по рознице, согласно которым, цены должны подниматься не выше уровня инфляции. «По опту такого правила не существует, поэтому получается дисбаланс. И на сегодняшний день некоторые заправки в ряде регионов торгуют дешевле, чем покупают на бирже. То есть на бирже в некоторых регионах РФ цена выше розничной. Покупая на бирже топливо, мы продаем с прямым минусом. Для того чтобы заправка нормально функционировала, нужно порядка 7 рублей на литре для покрытия своих расходов», — сказал руководитель Ассоциации предприятий нефтепродуктообеспечения РТ.
По мнению генерального директора АО «Татнефтехиминвест-холдинг» Рафината Яруллина, повышение цен на бензин не приведет к росту спроса на газомоторное топливо. «У газа своя ниша, у нефти своя ниша. Заводы наши работают так же, как и работали. Поэтому, бензин есть, дизельное топливо есть. Регулированием цен занимается государство», — сказал он.
Яруллин подтвердил влияние роста цен на бензин на заправки и продажу топлива и назвал Татарстан одним из крупнейших субъектов по нефтепереработке.
Заместитель председателя экспертного совета Комитета Госсовета РТ по бюджету, налогам и финансам, заслуженный экономист России и Татарстана Сергей Никифоров в программе «Интервью без галстука» телеканала «Татарстан 24» прогнозировал, что регулированием цен на топливо в перспективе займется государство.
«Мне кажется, что государство обязательно будет вмешиваться в регулирование цен хотя бы для того, чтобы себестоимость зерна не улетела в космос из-за стоимости дизельного топлива. Вопрос только как: тотально или точечно. Но мы понимаем, что от стоимости бензина недовольство населения будет сильно расти. А так как 2024 год – год выборов, то я думаю, что власти будут стараться избежать этого», — заключил он в интервью, опубликованном на сайте телеканала.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан