Бизнес в ипотеку: в Казани сохраняется спрос на коммерческие помещения
Спрос на коммерческую недвижимость в жилых домах остается высоким, несмотря на общий рост цен и повышение ключевой ставки до 19%. Застройщики в Татарстане используют разные механизмы для работы с предпринимателями – это и аренда помещений, и продажа.
Нередко девелоперы осуществляют контроль за бизнесом, который ведет свою деятельность на их объектах. Участники рынка отмечают, что необходимо уделять большое внимание мнению жильцов и других потенциальных клиентов магазинов и прочих организаций.
Приход бизнеса в объекты жилья
В объектах компании «КОМОССТРОЙ» сохраняется спрос на коммерческие помещения, на некоторых из них распродано все. Их реализуют сразу, как правило, предприниматели приобретают их за наличный расчет либо в беспроцентную рассрочку, сообщила РБК Татарстан специалист по ипотечному кредитованию застройщика Диляра Шакирова.
Существует большой запрос на коммерческие помещения, отметила в беседе с РБК Татарстан директор по продажам и маркетингу специализированного застройщика «Заря» Айгюль Салахиева.
«Мы оставляем их под своим управлением и планируем контролировать соблюдение концепции гастродворика жилого комплекса «Заря». Основываемся на исследованиях, которые мы провели с целевой аудиторией и гостями города. Кроме того, мы специально подключили международных консультантов с большой экспертизой по управлению коммерческими помещениями, не считая еще и нашего опыта с бизнес-центром «URBAN». Предприниматели относятся к такому механизму с пониманием. У «Зари» особенная ситуация – это центр центра, въездные ворота в город, поэтому необходимо глубоко все обдумать. Это локация с большой ответственностью для девелопера», — сказала она.
Сдача коммерческих объектов в аренду – это новый тренд, добавил коммерческий директор #Суварстроит Марсель Абдулхаев. Они остаются на балансе застройщика. Такой механизм начинает действовать в нескольких проектах компании. Абдулхаев пояснил, что в данном случае застройщик может контролировать бизнес и улучшать среду дома.
«Что касается продажи, мы предлагаем инструмент рассрочки. На этапе строительства можно приобрести недвижимость, внести порядка 30% от стоимости и до сдачи дома платить равными платежами. У нас 90% – это рассрочка на коммерческие помещения, 10% – это ипотека. Но если мы сравниваем с прошлым годом, разница очень большая. В 2023 году соотношение было примерно 70% на 30% (рассрочка и коммерческая ипотека соответственно)», — сказал он.
Банковские механизмы
За год количество заявок на коммерческую ипотеку в Абсолют Банке выросло в полтора раза, несмотря на высокие ставки, рассказала РБК Татарстан заместитель руководителя кредитной организации в Казани Регина Кондратьева. По ее словам, владельцы бизнеса все чаще выбирают приобретение недвижимости в собственность, а не в аренду. На это влияет рост стоимости аренды, а также надежность – предприниматели предпочитают вкладываться в дорогостоящий ремонт в собственных помещениях.
«Год назад в рамках коммерческой ипотеки в Абсолют Банке спрос на нежилые площади в новостройках и на вторичном рынке были 50 на 50, а в 2024 году все более популярны объекты в строящихся домах. Как правило, их проще адаптировать под запросы бизнеса. Чаще всего казанские предприниматели покупают нежилые помещения под объекты розничной торговли, пункты для маркетплейсов, кафе, пекарни и салоны. По таким объектам запрос обычно на крупные чеки – 10-12 млн руб. и выше», — сказала Кондратьева.
Она отметила, что интерес будет расти и на ипотеку для покупки машино-мест. Это связано с удорожанием автомобилей, особенно после увеличения утилизационного сбора, который повысился с 1 октября. В приоритете паркинги в подземных этажах новостроек, их стоимость в среднем составляет от 1,5 млн руб.
Потребности жильцов
При сохранении имущества на балансе застройщика пул арендаторов иногда не отвечает запросам жильцов, отметила заместитель генерального директора компании «КОМОССТРОЙ» Ольга Москаленко в беседе с РБК Татарстан.
«Потребности клиентов могут отличаться от видения девелопера. Поэтому жестко ограничивать бизнес в плане захода в дом не совсем правильно. Рынок должен определять, кому и как долго быть в доме», — посетовала она.
Ситуация может отличаться в разных жилых комплексах. По мнению Абдулхаева, иногда предприниматели выбирают более простые формы бизнеса, игнорируя желания жильцов.
«Как мы сейчас видим, в объектах комфорт-класса обязательно есть несколько алкомаркетов, крупный магазин, пункты выдачи маркетплейсов и так далее. Но иногда жителям хочется, чтобы были детские игровые, образовательные учреждения и многое другое. Бизнес не всегда готов создавать такие объекты – «а дай-ка я лучше зайду в дом с каким-нибудь магазином или очередной пекарней, которых там уже несколько». Поэтому мы сделали такой барьер, чтобы проконтролировать этот момент. Это позволяет подстраивать коммерческие помещения в домах под интересы жильцов», — заключил Абдулхаев.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан