Букет санкций: как бизнес Татарстана пережил 2022 год
Часть I. ТорговляТЦ после ухода и возвращения брендов
Директор ТРЦ «Южный» Лилия Ибатуллина (УК Lynks Property Management) в беседе с РБК Татарстан сообщила, что в торговом центре возобновили работу после ребрендинга магазины польского ретейлера LPP SA. Это Re, Xc, CR, СИН, которые до событий конца февраля функционировали под брендами Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay.
По словам Ибатуллиной, доля свободных площадей в ТЦ не превышает 1%. Кроме того, на территории ТЦ появились локальные операторы обуви и одежды, большой игровой парк, ресторан в зоне фуд-корта и зоомагазин.
«Мы ведем активные переговоры с крупными зарубежными и федеральными fashion-операторами на площадку H&M», — сказала Ибатуллина.
Арендную плату, по ее словам, платят только действующие операторы торгового центра.
Пресс-служба казанского ТЦ «Мега» сообщила, что за последние месяцы в торговом центре открылись магазины Laplandia, Mustang, Marc O'Polo, Perspective, Mexx, ресторан Not only poke. В компании продолжается работа над расширением предложения магазинов, кафе и ресторанов.
«14 торговых центров «Мега» являются важной частью сообществ, в которых они расположены, и остаются открытыми, чтобы у посетителей был доступ к необходимым товарам. Мы находимся в постоянном диалоге с нашими партнерами, чтобы принимать совместные решения в непростой ситуации. Мы не можем разглашать подробности текущих переговоров», — отметили в пресс-службе ТЦ «Мега».
Директор по маркетингу АО «Эдельвейс Групп» Алина Зайнетдинова в беседе с РБК Татарстан сообщила, что на территории ТРЦ «Кольцо» возобновили работу 2 магазина бывшей группы польской компании LPP – Reserved и Cropp Town, а также ресторан быстрого питания «Вкусно – и точка».
«Мы не имели массовых проблем с уходом иностранных брендов, у нас закрылся только один магазин – салон часов Swatch. Он занимал всего около 50 метров. Все освободившиеся помещения мы еще в конце лета заполнили арендаторами», — рассказала Зайнетдинова.
Одеваться в татарстанское
Сооснователь бренда Corner17 store Екатерина Позняк в беседе с РБК Татарстан заявила, что из-за ухода иностранного ритейла не планирует увеличивать объем отгрузки одежды. «В нынешних реалиях делать это так резко не разумно. Пока объемы производства те же», — сказала она.
В начале процесса ухода иностранных брендов фиксировалось увеличение спроса, но после 24 февраля он упал.
Позняк рассказала, что большую часть ткани для пошива одежды заказывает с фабрик в Сеуле, некоторые идут из Китая. «Поставки сейчас стали не такими регулярными, как раньше. Но мы верим в лучшее. Очень любим качество ткани из Сеула, потому относимся с большим терпением к ситуации», — отметила она.
Цены, по словам предпринимателя, сохранили на прежнем уровне. «Мы их не поднимали, а где-то даже наоборот снизили. Стараемся держать приятную стоимость и часто делаем акции», — сказала она.
Основатель бренда Pavline Store Ландыш Павлова сообщила, что после ухода иностранного ритейла в компании наблюдают рост спроса на производимую одежду. Компания расширила ассортимент, производство и штат сотрудников.
«Ткани мы закупаем у проверенных поставщиков, с которыми мы работаем с начала основания нашего бренда. Проблем с поставками нет, так как наши поставщики уже заранее знают какие материалы нам нужны, и заранее бронируют под нас ткани», — рассказала она.
Павлова сообщила, что ценовая политика осталась на прежнем уровне. «Цены мы не повышали, так как курс доллара сейчас устоялся. Но и во время высокого скачка, мы их оставили прежними, так как мы прекрасно понимаем, что с нынешними событиями многие находились в большом стрессе», — считает она.
Сооснователь казанского бренда Ricoco Гульнур Гизатуллина сообщила, что после ухода иностранного ритейла начала наращивать объемы производства из-за роста спроса. «В прошлом году наш цех располагался достаточно просторно на 400 кв. метрах. В данный момент мы находимся на площади порядка 1 тыс. кв. метров и также отшиваем свою продукцию дополнительно на другом производстве. Несомненно, объемы производство выросли в разы», — сказала она.
Гизатуллина сообщила, что 80% тканей закупает на фабриках в Китае, однако там очень непредсказуемая логистика. «Мы достаточно долго работали с Китаем, и поэтому у нас есть определенные отношения доверительного характера, благодаря которым мы сейчас заказываем все удаленно. Если бы не наш опыт офлайн-поездок, могу сказать уверенно, что удаленно закупать ткани и работать в таких масштабах было бы просто невозможно», — сказала она.
Оставшиеся 20% трикотажных тканей закупаются в Турции, с которой легче работать, но из-за внутренней нестабильности растут счета, выставляемые контрагентами. С фурнитурой примерно те же пропорции – 90% Китай, 10% – Турция.
По словам Гизатуллина, в России появились фабрики по изготовлению фурнитуры, но у них очень узкий ассортимент «Например, молнии имеют 2 длинны и 3 цвета. А самое главное, качество оставляет желать лучшего, но это вполне естественно – фурнитура в России на стадии становления, только встает на ноги», — сказала она.
Гизатуллина также сообщила, что вначале года, из-за волатильности курса и перебоями в логистике, пришлось повысить цены. Однако рост был незначительным от 10% до 20%. «Но на основной ассортимент, а это точно более 50% товарной группы мы не меняли цены. Достигли мы это путем бережливого производства и экономии на расходных материалах», — пояснила она.
Златые горы
В казанской сети ювелирных магазинов в «Эксклюзив» РБК Татарстан сообщили, что сложившаяся геополитическая ситуация повлияла на цены и отразилась на логистике. «Именно наша компания не пострадала, в отличие от поставщиков-производителей, которые столкнулись со сложностями с доставкой сырья и прочее. Цены из-за сложности логистики стали выше. Следовательно, они начинают поднимать себестоимость своего готового товара», — рассказали в сети ювелирных магазинов.
Представители ювелирных салонов «Энже» сообщили, что работают с российскими поставщиками, поэтому санкционного давления не испытывают. Перебоев с поставками не возникало. Все позиции доступны к заказу.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан