Общий язык: в РТ разработают учебник татарского для родителей школьников
2021 год объявлен в Татарстане Годом родных языков и народного единства. Как рассказал в программе «Интервью без галстука» Андрея Кузьмина директор Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского университета Радиф Замалетдинов, в 2020 году ученые разработали новый учебник татарского языка для 1 классов.
В этом году планируется разработать еще три учебника для 2-го, 3-го и 4-го классов. До конца 2021 года, по его словам, будет завершена работа по созданию линейки учебников для начальной школы.
«Мы проводим эксперимент, как на базе полилингвального комплекса, так и на базе наших образовательных организаций-партнеров. На сегодняшний день получаем довольно хорошие отклики. Чтобы получить соответствующий статус, войти в федеральный перечень, нужно проделать еще определенную работу, получить соответствующие экспертные заключения. Если этот проект будет поддержан, мы надеемся на то, что также нами будут разработаны соответствующие учебники с 5 по 9 классы», – сказал Замалетдинов.
Помимо учебников татарского языка для школьников, Институт филологии и межкультурной коммуникации работает над пособием для родителей, сообщил Замалетдинов.
«В настоящее время по заказу руководства республики и образовательного корпуса разрабатываются специальные учебники для родителей. Одно дело, когда учебники разрабатываются для школьников и для учителей, другое - когда в дополнение ведется работа в направлении родителей. Эти учебники ориентированы на изучение языка, на то, как работать со школьником в свободное время, в целом, охватывают очень много вопросов. Мне кажется, они очень востребованы и будут успешными», – сказал директор института в интервью, которое опубликовало ИА «Татар-Информ».
Замалетдинов сообщил, что новые учебные пособия предназначены для обучающихся, которые изучают татарский язык, как неродной, и для тех татар, которые плохо владеют языком.
В настоящее время, по данным ученого, на татарском языке в мире говорят порядка 7 млн человек, из них около половины владеют литературным языком.
«Большая роль в сохранении родного языка отводится семье, с одной стороны, с другой – большую роль играет и система образования. На родителях очень большая ответственность в том, чтобы ребенок говорил на своем языке, но все мы прекрасно знаем, что у родителей не всегда хватает времени для работы в этом направлении. По большей части воспитанием детей занимаются бабушки, дедушки. Здесь есть и очень большой плюс в том, что родной язык сохраняется через устное народное творчество, а старшее поколение очень хорошо владеет этими материалами», – сказал Замалетдинов.