Как топливные компании борются за качество бензина?
Пока на нижнекамском заводе бензинов не возобновлено производство, на АЗС республики реализуют автотопливо из других регионов. Отразится ли это на качестве бензина? Отвечает руководитель контрольного управления крупнейшей топливной компании Татарстана.
Напомним, 3 марта на заводе бензинов ОАО «ТАИФ-НК» произошел серьезный пожар, после чего работа предприятия была приостановлена. До этого доля компании на татарстанском рынке автобензинов составляла около 50%, треть - поставлялась из Башкирии, остальное – от других татарстанских НПЗ и регионов России (Сибири, Нижегородской, Пермской обл. и др.). Сегодня башкирские заводы стали основными поставщиками автомобильного топлива в РТ.
Начальник контрольного управления ОАО ХК «Татнефтепродукт» Василь Гайнуллин
«Наша компания напрямую работает со многими нефтеперерабатывающими предприятиями Поволжско-Уральского региона. Можно утверждать, что принципиальной разницы между аналогичными топливами от разных заводов нет, - поясняет начальник контрольного управления ОАО ХК «Татнефтепродукт» Василь Гайнуллин.
Таким образом, если компания работает только с проверенными временем заводами-поставщиками, дорожащими своей репутацией, то риски потери качества здесь минимальны. Завод-изготовитель сопровождает товар декларацией о том, каким нормам качества он соответствует, либо сертификатом соответствия с паспортом продукции.
- «Основная борьба за качество в топливных компаниях идет на этапах доставки, хранения и непосредственно реализации на АЗС, - продолжает эксперт. - Бензин - это сложная смесь углеводородов в разных соотношениях. В нем есть и легколетучие фракции, поэтому, чтобы сохранить его первоначальный состав неизменным, на всех этапах должны строго соблюдаться соответствующие технологии и условия, такие, как герметичность, целостность резервуаров, система дыхательных клапанов. Благодаря чему, потери в атмосферу остаются минимальными, исключается попадание конденсата и т.д. То есть, необходима сложная многоступенчатая система, обеспечивающая сохранение и контроль качества топлива. Далеко не все компании, реализующие бензин, могут себе это позволить».
Приравнены к производителям
«Важный элемент гарантии сохранения качества топлива в компании «Татнефтепродукт» – наличие сети собственных нефтебаз. В составе холдинга их 11 по всей республике, общей вместимостью более 250 тыс. куб. метров. Самая крупная нефтебаза – «Казаньнефтепродукт». Объекты, подобные этим базам, приравниваются к производителям. Поскольку позволяют обеспечивать такую технологию приема, хранения и отпуска нефтепродуктов, при которой топлива - сложные и подвижные по составу смеси - не изменяют своих свойств даже на долю процента».
Первый этап проверки нефтепродуктов – входной контроль, когда товар поступает на базу. При «Казаньнефтепродукте» находится Центральный испытательский центр, кроме того, в холдинге действуют еще 7 лабораторий в районах. Если на входном контроле проба оказывается сомнительной, в испытательном центре дается заключение: либо не принимать товар, либо уточнить (снизить) его класс. Второй этап – регулярные проверки из резервуаров хранения, третий – после доставки топлива на АЗС. Четвертый этап – проверка непосредственно из резервуара заправки, чтобы гарантированно обеспечить соответствие свойств топлива тому или иному классу (Евро-3, 4 или 5).
Все под контролем!
«Ключевую роль играет также наличие собственного автопарка. Это позволяет контролировать весь процесс доставки, в том числе и по спутниковой навигации, и гарантирует, что в автоцистерну не нальют бензин, если до этого она перевозила, например, дизтопливо».
А чтобы у сотрудников АЗС не было соблазна «навариться» на разбавлении топлива, в компании «ТНП» существует две мобильные группы для внезапных проверок станций. Каждая заправка (а их в холдинге 161) проходит контроль ежемесячно.
«За прошлый год в ОАО ХК «Татнефтепродукт» только Центральным испытательным центром было взято 50677 проб. Очевидно, что подобная многоступенчатая система поддержания и контроля качества обходится недешево для компании. Однако для потребителя удорожание практически неощутимо - всего 2 копейки за 1 литр бензина! Но только благодаря такой цепочке контроля, всегда можно уловить, если произошла потеря в качестве и на каком этапе, а также вовремя устранить ее».
В подтверждение эффективности данной системы контроля отметим, что по результатам прошлогоднего мониторинга моторных топлив за 7 месяцев 2013 года, проведенного ГБУ «Управлением рационального использования ТЭР», все пробы с заправок ХК «Татнефтепродукт» соответствовали ГОСТу. Неслучайно именно эта компания была выбрана для обеспечения автотопливом всего транспорта Универсиады-2013 в Казани и руководство республики высоко оценило участие ОАО «Татнефтепродукт» в этом масштабном событии.
На правах рекламы