Неприменимая выгода: в Казани оценили закон о телемедицине для водителей
В понедельник в Государственную думу РФ внесен закон, который позволит транспортным компаниям и такси проводить предрейсовый медицинский осмотр с использованием телемедицинских технологий. Информация об этом появилась на сайте системы обеспечения законодательной деятельности. Авторами являются депутаты Госдумы Дмитрий Савельев (ЛДПР) и Игорь Ананских («Справедливая Россия»).
По мнению авторов законопроекта, «указанные новеллы позволят обеспечить требования безопасности дорожного движения, ускорят процессы цифровизации в данной сфере, а также оптимизируют издержки работодателей по проведению обязательных медицинских осмотров».
Согласно тексту закона, если у водителя будут выявлены какие-либо отклонения от нормативного состояния, его направят на соответствующую экспертизу. Однако работникам, проходящим осмотр с использованием телемедицинских технологий, необходимо будет раз в полгода проходить очный медосмотр, включающий в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме наркотических и психотропных веществ и их метаболитов.
Выгодно, но неприменимо
Руководитель отдела по связям с общественностью сервиса «Максим» Павел Стенников заявил РБК Татарстан, что для отрасли такси телемедицина неприменима до тех пор, пока безальтернативно действует бумажная форма путевого листа с отметкой о прохождении водителем медосмотра. Ее ставят при очном визите к врачам.
По его словам, телемедицину для водителей «Максим» тестируют в трех регионах страны с 2017 года, однако Татарстана среди них нет. Это Томская и Тюменская области, а также Приморский край.
«С помощью телемедицины медосмотр проводится всего за 50 секунд. За это время собирается информация о состоянии здоровья водителя по трем параметрам: температура тела, давление, наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе», – рассказал Стенников.
Он отметил, что использование телемедицины позволит снизить стоимость медицинского осмотра и решит организационные проблемы, связанные с режимом работы смотрового кабинета и его доступностью. Однако внедрение новых технологий потребует от компаний дополнительных трат на закупку соответствующего оборудования. По его словам, его стоимость варьируется от 150 до 250 тыс. рублей, что делает невозможным его повсеместное использование.
По мнению представителя сервиса такси, введение телемедицинских технологий поможет убрать из медосмотра водителей человеческий фактор и повлиять на продажи путевых листов с пройденной медкомиссией.
«Существует и практика продажи путевых листов с отметками о прохождении медосмотра на несколько дней вперед. Полностью искоренить это невозможно, пока медицина и отраслевое законодательство находятся в нынешнем состоянии. Изменения в работе медучреждений в условиях коронавируса еще более усугубили проблему», – рассказал Стенников.
Пресс-служба компании «Ситимобил» также отметила вероятность снижения возможностей для мошенников по фальсификации путевых листов при использовании телемедицинских технологий.
«Телемедицина позволит в реальном времени контролировать ключевые показатели водителя и не допускать за руль тех, кто объективно там находиться не должен», – заявили в компании.
Меньше «пиратов» на дорогах
Председатель объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов в беседе с РБК Татарстан положительно оценил законопроект. По его словам, использование телемедицины положительно скажется на небольших компаниях, в штате которых нет медработника. Как и представитель такси «Максим», он указал на перспективу снижения стоимости медицинского освидетельствования. Закон позволит сократить количество водителей, ездящих под «пиратским флагом», то есть не имеющих предрейсового освидетельствования, отметил Абрамов.
Кроме того, он уверен, что использование телемедицинских технологий позволит увеличить количество осмотренных водителей и уменьшить время, необходимое для осмотра.
«Посмотреть общее состояние, измерить температуру можно и дистанционно. А для исследования более сложных болезней предрейсовая медкомиссия не пригодна и в очной форме», – заявил он.
Среди негативных последствий принятия закона, Абрамов указал на отсутствие в республике повсеместного качественного интернет-соединения, которое необходимо для работы телемедицины. Он также не исключил, что при закупке телемедицинского оборудования компании могут столкнуться с завышенными ценами. Однако на сегодня ему неизвестно о применении подобных технологий казанскими компаниями или о планах по их внедрению.