Долги татарстанцев за услуги ЖКХ растут быстрее, чем тарифы
Долги населения Татарстана за услуги ЖКХ продолжают расти. За последние полгода их объем вырос на 18% и составил 3,6 млрд рублей. Эксперты констатируют, что дело не только в росте тарифов - население психологически устало от непрозрачной работы управляющих компаний и политики государства в сфере ЖКХ.
Татарстанцы задолжали за услуги ЖКХ в первом полугодии 2013 года с учетом долгов прошлых лет более 3,6 млрд рублей. Этот показатель увеличился с начала года более чем на 18%, и его величина сравнялась с полуторамесячным начислением за ЖКХ по всей республике, сообщили РБК-Татарстан в коллекторской фирме «Секвойя Кредит Консолидейшн». По данным министерства строительства и ЖКХ РТ, самый низкий уровень собираемости платежей в Верхнеуслонском, Альметьевском, Спасском, Агрызском, Алькеевском, Дрожжановском, Пестречинском районах республики. По мнению замгендиректора по продажам и маркетингу коллекторской фирмы «Секвойя Кредит Консолидейшн» Елены Тереховой, в этом году улучшения ситуации ждать не стоит - к концу года долги могут превысить 4,2 млрд рублей.
Главной причиной роста долгов остается традиционное подорожание тарифов. С 1 июля тарифы на все услуги ЖКХ услуги выросли в среднем по республике на 15%: на газ - до 4,61 рублей за кубометр, на электроснабжение - до 2,88 руб./КВт·ч. Тариф на водоснабжение увеличился на 5%, на водоотведение — на 7,6%, на утилизацию ТБО — на 14%. Повышение тарифов за газ произошло с начала года сразу на 15%. Не подорожало только горячее водоснабжение.
За тепло татарстанцы в каждом городе и районе теперь платят по-разному. С 1 июля в Набережных Челнах плата за теплоснабжение повысилась на 10%, в Заинске, Нижнекамске и Уруссу - на 2,6%, а в Казани осталась на том же уровне, что и в 2012 году. В Госкомитете РТ по тарифам поясняют, что рост тарифа на теплоэнергию зависит от себестоимости выработки котельных или ТЭЦ, работающих в районе или городе.
Тарифы ЖКХ росли и в 2012 году, причем в два этапа - с 1 июля на 6% и с 1 сентября еще на 6%. Тогда подорожали услуги отопления, водоснабжения и водоотведения.
По мнению опрошенных РБК-Татарстан экспертов, помимо объективных причин, цифра в 3,6 млрд рублей возникла и "благодаря" человеческому фактору. Население не до конца понимает схему работы по оплате тарифов ЖКХ и озлобляется в ответ на не понятные им начисления. Допускают ошибки в работе и управляющие компании.
«Например, в сентябре 2012 года вышло 770-е постановление кабмина РТ, что в связи со снижением финансового давления на население оплату за отопление управляющие компании должны производить по схеме 1/12 (когда годовая сумма платежей разбивается равномерно на все 12 месяцев года - РБК), а не по факту установленных приборов — с последующим перерасчетом. Но разве кто-нибудь сделал перерасчет? Нет. И когда я в свое время заявил Халикову, что мы переплачиваем ежегодно 1,5 млрд рублей за теплоснабжение, он удивился. Он дал команду выполнить перерасчет, сделали, но частично. А "некоторые" так выполнили, что люди пришли ко мне со слезами — им начислили лишние 3-6 тысяч рублей», - рассказал РБК-Татарстан председатель Союза домовых комитетов Казани Геннадий Сомов.
Начальник организационного отдела Союза коммунальных предприятий РТ Клим Мухтаров тоже считает, что большая часть из озвученных 3,6 млрд рублей - это "искусственная" задолженность, которая растет уже с 2005 года, когда стали внедряться новые правила оказания коммунальных услуг без дотаций со стороны государства. Он напомнил, что согласно закону, по истечении трех лет долги по ЖКХ должны автоматически списываться, чего на практике не происходит, поэтому идет искажение фактической задолженности на 30-40%.
По его мнению, злостных неплательщиков меньше 1% и подавляющее большинство людей оплачивают услыхги ЖКХ. Однако даже у самых исправных плательщиов, которые платят только текущие платежи, может возникнуть "искусственная" задолженность. "Например, пока не всюду установили приборы учета, ОДН начисляли на тех, кто уже имеет прибор. И у меня сейчас есть долг - почти 4 тысячи рублей. Но мне никак не могут доказать, что это мой долг. УК должна поработать со мной, прийти ко мне, объяснить, на каком основании мне его начислили. Если я признаю, что я его не плачу, то мы должны составить график погашения задолженности. Но это не делается. Практически УК со скрытыми задолженностями, к которым и мои относятся, не работают. И долг растет», - объяснил РБК-Татарстан К.Мухтаров.
По словам председателя Союза домовых комитетов Казани Геннадия Сомова, большинство людей вовремя совершают коммунальные текущие платежи, а не платит только за графу жилищных услуг, которые оказывают управляющие компании. Однако полученные средства УК предпочитают перечислять на свои текущие расходы в ущерб непосредственным поставщикам комуслуг - газовым службам, энергокомпаниям и другим. «Когда УК получает счет-фактуру, то она должна недоплату разносить по всем ее пунктам. Но она так не делает, а снимает оплату, произведенную за коммунальные услуги — отопление, газ, вода — и перечисляет эти деньги за жилищные услуги. И мы становимся заложниками по неуплате коммунальных услуг», - говорит Сомов.
Управляющие компании согласны, что часть коллег недобросовестно относится к своим обязанностям, что приводит к агрессии плательщиков. Гендиректор «Управляющая компания «Гранит-Дом» Радик Халиуллин сказал РБК-Татарстан, что, хотя повышение тарифов предусматривалось, и население было готово в разумных пределах принять это, «больше всего население возмутили непродуманные постановления, которые были выпущены в прошлом году — они касаются ОДН и роста всех тарифов». «Народ возмущают непонятные, непредсказуемые начисления со стороны УК. Приходят перерасчеты за горячую воду, по ОДН, электричество. Таким образом этот поток уже сам по себе вызывает в арифметической прогрессии неплатежи. И вот это непонимание вызывает антагонизм не только к УК, но и в целом к политике ЖКХ», - сказал Р.Халиуллин.
По мнению экспертов, одного действенного решения проблемы нет - требуется комплексный подход. «Надо проводить какие-то общественные слушания, мероприятия, связанные с обработкой первоначальных данных. Обязательно консультироваться с УК, которые бы тоже понимали зону своей ответственности. У нас иначе сегодня идет критика односторонняя, а решения нет. Надо входить в положение населения — там тоже задержки по зарплате, меньше прожиточного минимума пенсии, низкие зарплаты в бюджетной сфере», - отметил Халиуллин.
Мухтаров тоже считает, что должна вестись разъяснительная работа УК с каждым потребителем персонально, чтобы все расчеты в счет-фактурах были прозрачными. Кроме того, нормативно-правовая база ЖКХ должна быть более понятной всем участникам. «Иногда я самостоятельно делаю перерасчеты в соответствии с новыми постановлениями исполкома Казани и обращаюсь со своими данными в УК, то там ссылаются на устаревшие нормативные акты исполкома Казани, которые мною лично были отменены решением суда. То есть УК работают не то что по устаревшим, а по недействующим нормативным актам. Нужно заставить все УК работать в правовом поле, не нарушать постановлений правительства РФ, кабмина РТ», - считает Сомов.