В Татарстане откроют магазин с продукцией без упаковки
13 сентября в министерстве строительства, архитектуры и ЖКХ РТ прошел круглый стол, посвященный внедрению системы zero waste («ноль отходов») и связанным с этим проблемам.
Как рассказала директор отдела маркетинга сети «Эссен» Алиса Ситдикова, В 2020-2021 годах компания планирует открыть отдельно стоящие магазины концепции zero waste.
«Там будет представлена исключительно насыпная продукция. Покупатели смогут использовать свою тару для того, чтобы приобретать продукты. Сеть готова вкладываться в развитие формата свои средства, внедрять технологии и маркетинговыми «фишками» привлекать клиентов», – сказала Ситдикова.
Концепция zero waste или «ноль отходов» ставит своей целью снижение вырабатываемых отходов. В рамках данного подхода мусор должен отправляться только на переработку. Магазины формата zero waste предполагают продажу товаров без упаковки: на развес в тару покупателей.
Руководитель агентства Bright Consulting Мария Яшенкова отметила, что, прибегая к таким форматам, торговые сети идут на риск. «Даже в области насыпных круп мы ходим по лезвию. Реализуя товары на развес без упаковки, магазины часто получают штрафы. Сети запускают такие проекты, если могут найти баланс. Это непростой вопрос», – сказала Яшенкова.
Она отметила, что в целом проблема zero waste подвержена двум противоположным тенденциям. «Во-первых, есть наработанные бизнес-процессы, касающиеся обеспечению пищевой безопасности. Мы должны понимать, что самая надежная упаковка та, которая хуже всего перерабатывается. А она необходима из-за повышения требований к органолептическим свойствам самого продукта, к его перевозке. Все это не дает возможности производителям выбрать самый экологичный вид упаковки», – сказала Яшенкова.
С другой стороны, по словам Яшенковой, на производителей давят новые требования. «У всех производителей, которые работают с международными рынками, огромное напряжение связано с тем, чтобы продукция соответствовала новым европейским требованиям. С 2022 по 2025 год вводятся существенные ограничения. Например, если компания не может перерабатывать 75% своего пластика, она не имеет права его использовать. Такие требования вызывают необходимость разработки новых материалов, которые или будут лучше перерабатываться, или могут быть материалами вторичного использования», – сказала Яшенкова.
Эксперт отметила, что до сих пор сложно преодолеть имеющиеся стереотипы потребления. «Пластик – это удобно. И надо предлагать потребителям что-то не менее удобное. С другой стороны, люди обеспокоены количеством мусора. Но в целом тема zero waste во многом остается на уровне пожеланий, потому что пока мало действительно рабочих механизмов», – сказала Яшенкова.