В парикмахерских Татарстана стригут деньги вместо клиентов
В европейских странах сертификация парикмахерских и салонов красоты также естественна, как сертификация гостиниц. Есть виды парикмахерских, где можно постричься за доллар, есть салоны, где прейскурант услуг исчисляется в трехзначных числах. При этом клиент всегда знает, какое качество услуг его ждет за уплаченные деньги. В Татарстане, как и России в целом поход в парикмахерскую чем-то похож на русскую рулетку: либо повезет, либо нет.
Во времена СССР индустрию красоты курировало Министерство бытового обслуживания, был порядок, категории парикмахерских. Существовал единый прейскурант и цены, а качество услуг контролировалось государством. Сегодня эта сфера полностью пущена на самотек, хотя по данным Минпромторга Татарстана, в республике тысячи парикмахерских и салонов красоты, выручка которых исчисляется в миллиардах. «Предприятия сферы услуг, в том числе парикмахерские, открываются и закрываются почти каждый день, поэтому их численность регулярно меняется. Сейчас в республике приблизительно около 2,5 тыс. парикмахерских», - сказал руководитель пресс-службы Минпромторга Татарстана Роберт Шарапов. По его словам, в январе-сентябре их суммарный оборот составил около 2,6 млрд рублей, снизившись на 6,4% к уровню прошлого года. При этом весь объем бытовых услуг населению в Татарстане за тот же период составил 31,7 млрд рублей.
Рынок парикмахерских услуг в Казани разнообразен: цены за стрижку могут варьироваться от пары сотен рублей до нескольких тысяч. Однако в большинстве случаев салоны отличаются лишь дизайном интерьеров и качеством мебели, в то время как качество услуг почти не отличается. По словам владельца сети японских парикмахерских Ильназа Набиуллина, найти мастеров для элитных салонов сегодня не просто, поэтому в них зачастую привлекают рядовой персонал из заведений эконом-класса. «Мастера на рынке в дефиците. Например, мы берем только опытных, тех, кто отработал 2 года. При этом мы не гонимся за суперпрофессионалами, звездами парикмахерского дела. Нам нужны средние специалисты. А вот элитным, топовым парикмахерским гораздо сложнее подбирать персонал. Им нужны мастера с именем, дорогие специалисты и все они зачастую с гонором. С ними сложнее взаимодействовать, сложнее систему выстраивать. Все-таки в них больше индивидуальности. В этом большая проблема салонов красоты», - говорит бизнесмен.
Но даже при таком разделении парикмахерских на эконом и элит-класс разница в обслуживании, по мнению Набиуллина, не такая существенная, как разница в ценнике на их услуги. «Средних специалистов больше, их легче найти и они меньше зарабатывают, чем топ-мастера. Разница в их работах есть, но она не соразмерна тем деньгам, которые просят в дорогих заведениях. У нас есть парикмахерские, в которых мастер с одной стрижки получает 100 рублей, а есть, где 300 рублей. Но если сравнивать качество, не в три раза лучше они стригут», - считает владелец сети парикмахерских.
В советское время подготовка парикмахеров в училищах была налажена также массово, как и поваров. Сегодня в Казани из государственных учебных заведений кадры для индустрии красоты готовит лишь профессиональное училище № 41, зато интернет пестрит объявлениями о наборе желающих на курсы парикмахеров. Стоит такое обучение от 10 тыс. рублей, а длится от 1 до 3 месяцев. Подготовить за это время профессионального специалиста невозможно. Впрочем, как сообщил РБК-Татарстан, известный казанский стилист Владимир Штольц, проблема не только в отсутствии профессиональной системы обучения, она гораздо глубже. По его словам, в индустрии красоты Татарстана нет творческой конкуренции. А в таких условиях даже профессионал высокого уровня может потерять квалификацию, ежедневно занимаясь шаблонными стрижками.
«Сегодня в Казани почти не осталось старых мастеров, которые привыкли творчески подходить к своей работе. На рынке их единицы, и на смену никто не приходит. У молодежи совершенно нет амбиций для того, чтобы развиваться творчески, они хотят лишь зарабатывать деньги», - сказал Штольц. По его словам, у небольших парикмахерских и салонов красоты, как правило, одна и та же клиентура и неширокий круг задач. Женщинам необходимо подкрасить корни волос и подстричь их кончики, мужчинам делают одни и те же шаблонные стрижки. Отчасти этому способствует и поведение самих клиентов, которые не всегда четко представляют, что им нужно и молчат, когда мастер почти машинально делает стрижку, похожую на сотни других. «Мастера должны чувствовать психологию клиента, должны уметь создавать форму по лицу. Этому обучают в хороших частных школах и даже готовят хороших специалистов, но отсутствие творческой конкуренции их губит», - пояснил Штольц. «В прошлом году я хотел провести серию конкурсов парикмахерского искусства, приглашал знаменитых мастеров, собирал группы. Я пришел к выводу, что это никому не нужно, потому что влечет затраты, а денег не приносит», - добавил он.
По словам авторитетного стилиста, достойные конкурсы проводятся в Москве и в Санкт-Петербурге, но этого мало для развития творческой среды. «В прошлом году я лично готовил группу на конкурс «Невские берега». Мой ученик занял первое место и сейчас проходит бесплатное обучение в Санкт-Петербурге. То есть, для него созданы все условия, чтобы развиваться, но не хватает амбиций для этого. Хотя любое творческое развитие - это прежде всего азарт, мировое признание, деньги», - уверен Штольц.
Как отметил собеседник РБК-Татарстан, творческую конкуренцию в среде представителей индустрии красоты убивают и новые технологии. Сейчас продают готовые краски, которые не нужно колеровать, достаточно просто нанести на волосы, чтобы добиться нужного эффекта. Современная косметика стала удобнее и практичнее, она уже не портит волосы клиентов, как раньше. А при современной химической завивке их сложно повредить, поэтому строгое соблюдение технологий и мастерство потеряло былую актуальность. Некоторые салоны красоты настолько зависимы от технологий, что это превращается в навязывание дорогих услуг. «Есть элитные салоны с хорошей мебелью, которые привязаны к дорогим краскам для волос. Например, к L'Oreal. Это действительно хорошая косметика, но дорогая. У нас есть отечественная краска Estel, которая ничуть не хуже, а стоит в несколько раз дешевле. Я отказался от L'Oreal еще три года назад и от меня не ушел ни один клиент. В конце концов красит не краска, а мастер», - поделился мнением Штольц.
Низкий профессионализм и выкачивание денег из клиентов в сфере красоты отчасти также объясняется тем, что этот рынок не регулируется. Любой желающий может пройти двухмесячные курсы, после чего открыть свой салон красоты или же оказывать услуги на дому. При наличии регистрации ИП это не запрещено. При этом никто не проверит уровень квалификации самого мастера, хотя многие из молодых парикмахеров изучают способы подготовки волос к укладке при помощи фотографий в Инстаграм.
«Сегодня индустрия красоты находится в свободном плавании, и законодатели обходят эту тему стороной. На одном из бизнес-форумов было предложено пойти по пути создания саморегулируемой организации, но все осталось лишь на словах», - отметил Штольц.
Казалось бы, в наведении порядка на рынке услуг красоты заинтересованы сами мастера, которые зачастую являются владельцами парикмахерских и салонов красоты. Ведь любая сертификация ведет в первую очередь к очищению бизнес-среды. Понятно, что клиент голосует рублем и никогда не вернется в парикмахерскую, где ему оказали некачественную услугу. Однако в России клиент вынужден искать настоящего мастера как иголку в стоге сена, в то время как в западных странах эта проблема давно решена.