Пионеры под землей: в Казани задумались о беспилотных поездах в метро
«Ни в одном метро России не задействована программа по беспилотному движению. Казанский метрополитен готов к реализации данного проекта: была создана рабочая группы совместно с представителями минтранса РТ, исполкома Казани, АО «Трансмашхолдинг», которая учтет все особенности работы казанского метрополитена», – сообщил РБК Татарстан заместитель генерального директора по безопасности и режиму МУП «Метроэлектротранс» Мухаммад Самигуллин.
13 августа президент Татарстана Рустам Минниханов встретился с президентом АО «Трансмашхолдинг» Андреем Бокаревым. Во время встречи управляющий директор компании, которая поставляла составы для казанского метрополитена, презентовал проект по организации беспилотного движения в подземке столицы региона.
Минниханов одобрил идею перевода казанского метрополитена на беспилотную систему. Для более детального изучения вопроса он поручил создать рабочую группу. В нее войдут представители минтранса РТ, МУП «Метроэлектротранс», исполкома Казани и «Трансмашхолдинга».
Он и другие опрошенные РБК Татарстан эксперты затруднились оценить объем затрат, которые потребуются на реализацию проекта из-за отсуствия примеров в других городах страны.
Генеральный директор АО «Казметрострой» Марат Рахимов положительно оценил проект. Компания построила первую линию казанского метрополитена и сейчас ведет подготовку к строительству второй ветки. «Система движения поездов в казанском метрополитене еще с 2005 года самая лучшая в мире. На данный момент внедрение в нем беспилотных поездов вполне возможно. Система может работать без машиниста», – считает он.
Старший научный сотрудник центра исследования транспортных проблем ВШЭ Павел Зюзин считает, что необходимость внедрения беспилотных поездов в Казани вызывает сомнения, поскольку по региональным меркам – это не самый загруженный метрополитен в России.
«Безусловно, беспилотные технологии в мире на метрополитенах действуют уже не один десяток лет. Технически все это реализуемо, другое дело, что на практике беспилотное движение в метро обычно применяется на интенсивно загруженных линиях. Насколько экономически оправданно может быть его применение в Казани, сказать сложно. Казанский метрополитен загружен гораздо меньше, чем, например, в Новосибирске. Я не уверен, что такие технологии необходимы для Казани», – сказал он.
Эксперт отметил, что те инвестиции, которые правительство может потратить на беспилотные поезда, было бы более эффективно направить на усовершенствование других аспектов работы общественного транспорта Казани. Среди них Зюзин назвал, например, повышение безопасности перевозок.
«Автоматика позволяет поддерживать интервалы движения в условиях повышенного спроса и загрузки. Здесь же, когда она не достигает пиковых значений, я не уверен, что это эффективная мера. В метрополитене Казани, в том числе, есть и другие вещи, на которые стоило бы обратить внимание. Это повышение безопасности пассажиров и размещение дверей на станциях для предотвращения падения под прибывающий поезд», – заявил Зюзин.
Ранее руководитель МУП «Метроэлектротранс» Асфан Галявов сообщил РБК Татарстан, что рабочая группа изучит возможности реализации проекта в казанском метрополитене. После этого будет принято решение о внедрении беспилотной системы.
«В России и странах СНГ метро приспособлено к беспилотным проектам. Чтобы выполнить работы в Казани по организации беспилотного движения, без машинистов, не потребуется больших затрат. Я думаю, что это будет неплохой проект», – сказал Галявов. Он добавил, что внедрение беспилотной системы в метро не повлечет за собой сокращение штата машинистов. Прогнозировать сумму затрат он затруднился.
В Казани на сегодня действует первая линия метрополитена, включающая 11 станций. На сегодня их обслуживают 15 составов, последний из которых был приобретен весной 2020 года.
В настоящее время в городе идет подготовка к началу строительства второй линии метрополитена. Вторая ветка должна соединить 5 районов города и охватить микрорайоны с наибольшими пассажиропотоками. Запланировано строительство 12 станций и 11 перегонов длиной 19,98 км. Строительство разделено на несколько этапов. Протяженность первого участка с 4 станциями составит 5,37 км.