Муфтий РТ: “Светское государство – не значит атеистическое”
Духовное управление мусульман в последние месяцы запустило шесть новых интернет-проектов, включая интернет-медресе и исламскую электронную библиотеку, и выступило с масштабной программой стандартизации исламского образования. Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин рассказал РБК-Татарстан, в чем смысл этих перемен и как они помогут противостоять нетрадиционному исламу.
- Зачем ДУМ РТ выходит в интернет?
- Задач несколько. Сформировать хороший имидж мусульманина. Развивать нашу науку. Способствовать стандартизации общей учебной программы, чтобы любой учитель или ученик мог подготовиться к уроку из дома, посмотрев видео или скачав книгу с нашего сайта.
- Имидж мусульманина сейчас недостаточно хорош?
- Это ни для кого не секрет, все это видят. Это происходит, потому что мы забыли основы своей религии. Она призывает нас к добру, любви между собой. А отходя от постулатов религии, мы начинаем ссориться, не понимать друг друга. СМИ тоже играют свою роль. У терроризма нет национальности, но если преступление совершает выходец с Кавказа, на этом заостряют внимание, хотя Кавказ - часть России.
- Какую вообще роль должен играть ислам в жизни такого инновационного региона как Татарстан? Тут и Иннополис, и Смарт-Сити, в пример другим РТ часто ставят.
- Это некая планка, которой нужно соответствовать. Но мне кажется, это в крови нашего народа. Ислам никогда не был против науки. У нас никогда не было, как в Европе, когда наука была на одной стороне, а религия - на другой. Например, Аль Джабира придумал такое понятие как ноль и от его имени пошла целая наука - алгебра.
Мы никогда не были против науки и всегда развивали ее.
Так что не нужно делить, будто ислам это что-то отдельное, какое-то развлечение - это просто образ жизни.
- А помочь Татарстану в его инновационном развитии ислам может? Вот на недавнем Kazansummit вы участвовали в переговорах по исламским инвестициям. Успешно?
- Различия между обычным банкингом и исламским очень глубоки. Чтобы подтвердить, что финансовая операция соответствует исламу, нужны шариатские знания. О халяльности финансового продукта может заявить лишь комиссия ученых, а такие ученые есть только в Духовном управлении мусульман. Так же как и с мясом - после того как мы обнародовали правила, как должно забиваться животное, другие страны стали спокойно это мясо у нас покупать.
- Каковы перспективы переговоров?
- Есть вероятность, что на данном этапе можно открыть микрофинансирование или финансовые дома, но по российскому законодательству очень сложно сделать так, чтобы этот дом работал как банк. О сроках сейчас говорить трудно.
Фото РБК-Татарстан.
- Насколько плотно вы вообще взаимодействуете с властями в РТ?
- Можно вспомнить великие слова первого президента Татарстана Минтимера Шариповича Шаймиева: «Хотя религия отделена от государства, она не отделена от народа». Народ у нас верующий. Так что мы находимся в постоянном взаимодействии с властью. Мы тоже часть общества.
- Последнее время в России много спорят о том, где должна проходить граница между светским и религиозным.
- Не могу отвечать за все религии, но мусульмане понимают это так, что ислам - это мировоззрение. И мусульманин остается мусульманином во всех делах, которыми занимается. Мировоззрение нельзя поставить на полку - сейчас я уже не мусульманин, я другим делом занимаюсь. Религия всегда с ним.
- Надо ли разрешать хиджабы в школах?
- Во-первых, хиджаб - это термин. «Покрытие головы платком». Если мы посмотрим на старые картины, то увидим, что во всех религиях был обычай покрывать голову платком, а у русского народа даже было выражение «опростоволосился». Когда девушка теряла платок, это было стыдно.
И для нас покрытие головы - это не дань моде. Школа - это тоже часть России, мы в своей стране имеем право соблюдать предписания нашей религии.
Нельзя ставить знак равенства между светским государством и атеистическим государством. Что такое светскость? Это нейтральность по отношению ко всем религиям. Светскость - не синоним воинствующего атеизма. Никто об этом не говорит, но почему-то все так воспринимают, осталось еще советское восприятие этого понятия.
Если посмотрим на Лондон, там выпустили отдельный закон о том, что сикхи могут ездить в тюрбане на мотоцикле, не одевая шлем. Это и есть понятие светскости, когда все друг с другом уживаются. Платок - это не мое желание, это желание моего Господа. Сколько бы со мной ни пытались договориться, я не могу - Коран не книга моего папы, чтобы я ее переделал. В школе эта девочка - тоже мусульманка.
Фото РБК-Татарстан.
- Вы донесли это ваше мнение до властей?
- Да. В республике на нас нет сильного нажима, слава Аллаху.
- Еще одна острая тема - изучение основ религии в школах. Вы за?
- Если бы мусульманам позволяли изучать ислам, как он есть на самом деле, почему мы должны быть против, чтобы христиане изучали свою религию? Но, увы, это не всегда удается. Если мусульманских детей в классе мало, им приходится изучать не свою религию.
- То есть заложенный в Конституцию принцип равенства конфессий не соблюдается?
- Вы только что задавали вопрос про платки - это и есть ответ.
- Жители домов по соседству со снесенной летом мечетью Аль-Ихлас протестуют против строительства там новой мечети. Якобы на месте строительства собираются прихожане старой мечети. Вы уверены, что в новой мечети их не будет?
- Трудно быть в чем-то уверенным, но мы надеемся. Там сейчас новый имам. Он преподаватель Российского исламского университета, новый человек. В его руках все изменить - ведь все зависит от командира корабля.
- А куда в таком случае денутся те прихожане старой мечети?
- Ну, сейчас же они куда-то ходят... Мы не должны бороться с людьми. Воюя с человеком, ты убьешь лишь человека. Самое важное убить заблуждение внутри него и заработать этого человека.
Фото РБК-Татарстан.
- А откуда у верующих берутся эти заблуждения?
- От отсутствия истинных знаний. Люди иногда путают ученость и хорошего проповедника. Не всегда хорошо подвешенный язык означает наличие хорошей информации. У Гитлера тоже была хорошо поставлена речь.
Каждый из нас в школе учил химию, биологию, но химиком, биологом себя не считает. Однако, прочитав пару книг по религии, человек вдруг начинает говорить от имени религии.
Нужно слушать только ученых. Толковать Коран, слова Пророка, могут только они.
Сейчас ситуация изменилась, вы и сами видите. Если в прошлом году в конце Рамадана недовольные выходили с плакатами, то в этом году на площади у театра Камала 10 тысяч человек слушали исламские песнопения. Обстановка поменялась.
- За счет чего?
- Произошло объединение. Нам удалось сломать стереотипы, что в нашей республике не может быть братства среди мусульман.
- Это ваша заслуга как муфтия?
- Все от Аллаха. Я не один, у нас целая команда. Это не значит, что прошлая команда была плохой. Просто раньше, может быть, не все хотели изменить ситуацию. Теперь настал момент, когда все созрели и потому все получилось, а не потому, что мы такие хорошие.
- То есть можно сказать, что вы победили в Татарстане нетрадиционные течения в исламе?
- Очень трудно влезть в голову и понять, что думает собеседник. Но тенденция такая есть. Мы стандартизируем программу, выпускаем журнал, в котором есть готовые проповеди, раздаем их имамам приходов. Очень усиленно работаем в этом направлении. Мы напечатали несколько книг на арабском языке, переводим старинные трактаты и набираем их на компьютере, чтобы они были доступны для всех.
Раньше каждая медресе сама формировала учебную программу на базе тех учебников, что у них были, и исходя из учителей, которых они могли привлечь. Сейчас мы это стандартизируем. Наши специалисты объехали все медресе, составили статистику, сколько в каждом учеников и преподавателей, эта информация в наших руках. Стандартизируя, мы сделали упор на книги, по которым преподавали в наших медресе до революции.
Перенаберем на компьютере все учебники, программа будет стандартной - тогда не будет инакомыслия.
Все наши специалисты будут знать религию одинаково. Это один из больших шагов к тому, чтобы не было неправильных трактовок веры.