Казанский вирусолог: эпидемия коронавируса может продлиться еще 1–2 года

«Первая и вторая волна — это всего лишь слова, но важно понимать, что идет подъем заболеваемости, который особо и не опускался. Было некоторое снижение, но все эксперты предупреждали, что к осенне-зимнему сезону будет рост ОРВИ. Ожидаемо мы получили подъем заболеваемости, связанный с тем, что люди вышли из отпусков, а многие отдыхали за городом в относительной изоляции. Дети пошли в школу, а студенты в вузы, и в итоге большая кучность народа стала благоприятной средой для передачи вируса. Таким образом, мы имеем сезонный подъем заболеваемости», – сказал сегодня в программе «Интервью без галстука» директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Казанского университета, профессор Альберт Ризванов.
По его словам, сейчас большинство прогнозов предполагают, что заболеваемость будет расти по всему миру. «Во многом это связано с тем, что совпало с сезонным повышением заболеваемости респираторных болезней. Во-вторых, люди устали немного от ограничительных мер. Они начинают очень формально относиться к карантину, к социальному дистанцированию. Есть определенная психологическая утомленность. Люди неправильно носят маски, это какая-то бутафория. Маска эффективна максимум два-три часа. Либо не закрывают нос, либо носят одну и ту же маску бесконечно», – сказал эксперт.
Вирусолог отметил, что, по его прогнозам, распространение инфекции должно было практически остановиться летом, как это происходит в случае с другими респираторными заболеваниями. «При этом были приняты карантинные меры, введены правила по социальному дистанцированию и ношению масок и перчаток. Ожидалось, что при благоприятном стечении обстоятельств все меры позволят взять эпидемию под контроль. Однако сбылись более пессимистичные прогнозы, и на данном этапе есть мнение, что еще как минимум год или два эта эпидемия может «гулять» по планете. При этом побороть ее сможет либо коллективный иммунитет, либо вакцинация», – сказал ученый в интервью, которое опубликовало ИА «Татар-Информ».
Ризванов отметил, по мнению ученых, чтобы сформировать коллективный иммунитет, устойчивыми к вирусу должны стать 60-70% населения. Однако получить его, переболев, рискованно, поскольку есть вероятность перенести заболевание в тяжелой форме.
«На данный момент нет лекарственных препаратов, которые действовали бы на сам вирус. Что бы ни говорили фармкомпании, зарегистрированных препаратов в России нет. Многие из этих препаратов действуют не на сам вирус, а например, снижают воспаление, вызванное вирусом, укрепляют иммунитет. Либо действие на коронавирус — это побочный эффект лекарственного препарата. Почему используется препарат от малярии? Коронавирус — это не малярия. Просто у этого препарата есть побочный эффект, снижающий воспалительные реакции в организме и симптомы коронавирусной инфекции вместе с тем. Второй вариант — вакцина, потому что она по сути является частью выработки коллективного иммунитета», – сказал Ризванов.
Смертность казанский вирусолог охарактеризовал, как невысокую. «К счастью, сейчас выяснилось, что смертность невысокая. Если брать от уровня зараженных, а не от уровня госпитализированных. Ведь очень многие болеют с незначительными симптомами либо бессимптомно», – сказал Ризванов.
Ученый отметил, что врачи научились выхаживать пациентов, однако заболевание опасно из-за риска возникновения осложнений. «Даже после выздоровления у человека повышены шансы на проблемы с сердечно-сосудистой системой, дыханием. Не до конца изучен и вопрос воздействия коронавируса на наш мозг. Люди очень долго восстанавливают свои когнитивные способности после ковида, возникают депрессии и другие психологические проблемы», – сказал вирусолог.