Казанские ученые ждут финансирования для разработки вакцины от COVID-19
Как рассказал сегодня в программе в программе «Интервью без галстука» вирусолог, директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины Казанского университета, профессор Альберт Ризванов, ученые рассчитывают на возобновление финансирования работы по разработке вакцины от коронавируса.
«У нас есть проект, который мы начали весной, но с некоторым опозданием. Это частное финансирование. Сделали два прототипа, первый из которых протестировали на лабораторных животных. Он, к сожалению, оказался недостаточно эффективным.
У нас сейчас есть вторая версия препарата на основе аденоассоциированного вируса. Здесь мы ждем продолжения финансирования нашей разработки. Пока она приостановлена. У нас есть лабораторный образец, но для того чтобы провести исследование на животных, требуется дополнительное финансирование, пока мы его ждем», – рассказал вирусолог в интервью, которое опубликовало ИА «Татар-Информ».
Ризванов сообщил: не исключено, что к проекту подключится государство. По его словам, поскольку препаратов для лечения коронавируса нет, вакцина является единственным способом остановить эпидемию, сформировать у людей коллективный иммунитет. Казанский ученый уверен, необходимо, чтобы вариантов вакцин было несколько.
«Иногда бывает, что через несколько лет после того, как препарат поступил на рынок, вдруг выявляются побочные эффекты и фирма отзывает этот препарат. То же может произойти и с вакцинами. Если мы сделаем ставки на одну вакцину, а она потом по какой-то причине провалится либо на стадии тестирования, либо в ходе широкомасштабного применения всплывут побочные эффекты, то мы останемся ни с чем, у разбитого корыта. Это первая причина.
Вторая — каждая вакцина работает по-разному. Например, есть несколько вакцин от гриппа. Одни защищают от нескольких штаммов, но чуть хуже от каждого в отдельности, другие — наоборот. То же самое возможно и с вакцинами от коронавируса, есть разные технологии. Есть вакцины, которые работают чуть слабее, но их можно применять для людей со сниженным иммунитетом, страдающих хроническими заболеваниями, которым самую сильную вакцину нельзя дать, потому что ослабленный организм ее просто не выдержит. Если у врача есть несколько вакцин, он может подобрать наиболее эффективную для того или иного пациента», – отметил Ризванов.
Он рассказал, что российская вакцина от COVID-19 еще не прошла процедуру регистрации, получив временную. В настоящее время продолжается третий этап испытаний.
«На Западе принято считать, что при регистрации все эти этапы уже пройдены и вакцину можно продавать. В этом есть расхождения. Другой вопрос — в психологии. Всем стало обидно, что, оказывается, можно было так объявить о создании вакцины и стать первым на этом направлении. Тем не менее разработки других стран идут «нос в нос» с нашими. У них также проходят третий этап испытаний уже с десяток вакцин.
В данном случае, если ждать годы, люди просто не доживут. Поэтому во всем мире идет ускоренная регистрация вакцин. И в первую очередь смотрят, чтобы не было острых реакций сразу после ее введения в организм.
Если серьезных побочных эффектов нет в первые два-три месяца, то шансы на их развитие в будущем минимальны. В любом случае, шансы заразиться и умереть от коронавируса выше, чем риски, связанные с вакциной», – сказал Альберт Ризванов.