Сбываются ли мечты: Татарстан поможет «Газпрому» занять нишу на рынке СПГ
14 декабря Рустам Минниханов и председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков дали старт строительству нового производства на ОАО «Казанькомпрессормаш». Там будут выпускать крупногабаритные компрессоры с мощностью привода более 25 МВт для строящихся заводов по производству сжиженного природного газа (СПГ). Сборка первых компрессоров в новом цехе намечена на 2020 год. Официальной информации об инвестициях не было, однако казанские СМИ писали, что вложения составили 1,5 млрд рублей.
«Газпром» утверждается на рынке СПГ
Директор группы корпоративных рейтингов Fitch Ratings в Лондоне Дмитрий Маринченко в беседе с РБК Татарстан назвал открытие завода в Татарстане попыткой «Газпрома» занять свою нишу на рынке СПГ. Он предположил, что компрессоры, которые будут выпускать в Казани, могут использовать при строительстве Балтийского СПГ или расширении проекта «Сахалин-2».
Эксперт рассказал, что на данный момент пальма первенства по производству сжиженного газа в стране принадлежит НОВАТЭКу. «Год назад они запустили свой первый завод по производству СПГ на Ямале, который стал вторым таким предприятием, после начавшего работу в 2009 году газпромовского «Сахалин-2». Кроме того, НОВАТЭК работает над запуском четвертой очереди завода, на которой должны быть обкатаны российские технологии сжижения. НОВАТЭК планировал их использовать и при строительстве другого предприятия – «Арктик СПГ-2», – рассказал Маринченко.
По словам эксперта, Россия сегодня отстает от основных игроков на рынке СПГ – Катара, Австралии и США. «Пока оценить конкретный объем спроса на те компрессоры, которые будут выпускать в Казани, сложно. Он будет зависеть от графика строительства новых заводов по сжижению», – сказал Маринченко.
По словам аналитика Фонда национальной энергетической безопасности Игоря Юшкова, предприятие по производству оборудования для СПГ-заводов имеет хорошие перспективы, так как Россия является мировым лидером по объему запасов газа и одним из них по его добыче. Но их пока мало. По его словам, в разных регионах планируется построить СПГ-заводы для автономной газификации, заправки газомоторной техники и судов.
«Создавать такой завод, как заложили в Казани, нужно именно на перспективу. В настоящее время начинается развитие СПГ-проектов. В России уже действуют два крупнотоннажных СПГ-завода: на Сахалине и на Ямале. Но предприятие в Татарстане, вероятно, будет нацелено на производство оборудования для малотоннажных и среднетоннажных СПГ-проектов. Они развиваются в России в довольно большом количестве», – сказал Юшков.
По мнению аналитика, «Газпром» рассчитывает увеличить рынки сбыта своей продукции, развивая сегмент газомоторного топлива. «Именно «Газпром» пролоббировал программу государственной поддержки развития газомоторного парка в регионах. Бюджет компенсирует часть стоимости автобусов и коммунальной техники регионам при закупке газомоторного варианта. А «Газпром» строит заправочную инфраструктуру», – сказал Юшков.
Настоящее топлива будущего
Маринченко считает, что СПГ мог бы стать одним из основных видов топлива в России, благодаря дешевизне и большому количеству запасов. Но для этого нужно развивать инфраструктуру. «Кроме того, на СПГ должна быть переведена критическая масса судов и железнодорожного транспорта. Без воли государства в России это сделать не получится. Рентабельность в том числе будет зависеть от налогового и акцизного регулирования нового вида топлива, а также от того, по каким ценам он в итоге будет продаваться», – считает Маринченко.
Юшков отметил, что в настоящее время транспорта, который работает на метане, очень мало. И, соответственно, низок объем потребляемого в стране сжиженного природного газа. «На него целесообразно переводить коммунальную технику, автобусу или промышленные машинам, то есть те автомобили, которые постоянно находятся в движении и могут нести на борту тяжелое газобалонное оборудование», – сказал эксперт.
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова отметила, что сегодня при господдержке реализуется стратегия по расширению использования газа в качестве моторного топлива на внутреннем рынке. «30 ноября было отменено госрегулирование цен на газ, полученный с применением технологии сжижения, в целях создания условий для реализации его на внутреннем рынке газа. Таким образом, продолжится дальнейшее разворачивание производства и продажи СПГ, а также создание соответствующей инфраструктуры», – говорит Соснова.
По ее словам, к 2020 году планируется нарастить число АГНКС с 350 (на конец 2017 года) до 750. Потребление газомоторного топлива, согласно планам, должно увеличиться с 600 млн куб м до 1 млрд куб м в год.