Срок ожидания посылки и цены на почтовые отправления вырастут в два раза
Операторы почтовой связи должны препятствовать пересылке оружия, взрывчатки и других запрещенных веществ и предметов, говорится в «законе Яровой», а для их обнаружения необходимо использовать рентгенотелевизионные и радиоскопические установки, металлодетекторы, газоанализаторы и др. На всех этапах доставки, начиная с момента приёма и заканчивая вручением адресату.
«Почте России», на его закупку потребуется как минимум 500 млрд руб и еще более 100 млрд в год на эксплуатацию техники и зарплату для обслуживающего ее персонала. Эти деньги главный почтовый оператор страны может потратить, если таможенным оборудованием придется оснащать все 42 000 отделений почтовой связи.
«До сих пор ответственность за недопущение запрещенных к пересылке предметов к внутрироссийской пересылке нес отправитель: для дополнительного контроля «Почта России» устанавливала нужное оборудование в местах сортировки почтовых отправлений. Во всех 14 местах международного почтового обмена почту досматривают с помощью рентгеновских аппаратов», - сообщает представитель «Почты России».
Оценка расходов в целом верна, констатирует президент Национальной ассоциации дистанционной торговли Александр Иванов, но положение «Почты России» лучше, чем у других участников почтово-логистического рынка. Выручка компании в 2015 году составила около 149 млрд руб, чистая прибыль - 1,6 млрд руб. Ежегодно «Почта России» принимает около 2,5 млрд писем и счетов (из них 1 млрд – от госорганов) и обрабатывает примерно 194 млн посылок.
По словам Иванова, главному почтовому оператору и доступ к дотациям открыт, и кредит под гарантии государства получить можно. А огромные затраты на досмотровое оборудование которые понесут более мелкие компании, могут привести к тому, что часть компаний просто уйдет с рынка. Последний, по мнению Иванова, из-за «пакета Яровой» упадет на 60%.
«Повышение цен означает то, что дешевые посылки, доля которых от всех отправлений составляет в количественном выражении 60%, будут вымываться из оборота, потому что покупатель психологически не готов платить больше 10% от стоимости товаров за их доставку. Если количество отправлений уменьшится, это приведет к росту себестоимости обработки посылок, что приведет к волне роста цен на доставку», - отмечает Иванов.
На рынке России сейчас работают примерно 600 логистических операторов. Тарифы у этих предприятий могут возрасти как минимум вдвое, считает коммерческий директор федеральной сети почтовых терминалов Александр Соломяный. В зависимости от сложности востребованности услуги.
«Простая на 50-60 % увеличится. Сложная, как больше, так и меньше. Тут надо смотреть по услуге, и плюс этот рост, он напрямую зависит от того какое количество отправок у этой компании почтовой. Если это 100 в месяц, а они должны закупить миллионное оборудование, естественно они будут вынуждены повысить цены в пять раз. Чтобы как то выжить», - добавил Соломяный.
Плюсом к цене возрастет и время доставки. Логистика - это сложная система. Перевозки могут осуществляться в несколько этапов, обособленными подразделениями одной или разных компаний и каждое из них должно выполнять эти требования,
«Мы проверили. Ага, вроде все ок. Передали следующему агенту в регионе. Агент получает, проверяет это все, направляет к курьерской, к примеру, службе или компании, которая отправит к конечному получателю, на этом каждом этапе тоже должна быть проверка. Проверять придется несколько раз, и сроки могут увеличиться в несколько раз,- о тонкостях в системе почтовых отправлений рассказал директор одного из крупных логистических операторов Александр Соломяный.
Прямое предписание закона, как его понимают операторы, обяжет их покупать специализированное оборудование у авторизованных продавцов, и наложит дополнительные расходы в статье по персоналу.
«Естественно оно будет намного выше, чем, если мы бы закупали его где-то за рубежом. Еще момент, непонятно, во сколько выльется приём дополнительных людей, которые будут обеспечивать надлежащий прием посылок через это оборудование, плюс каким образом обучать людей», - задает риторический вопрос Соломяный.
«Почта России» предложила свой компромиссный вариант, не требующий больших вложений, который уже применялся в отделениях почтовой связи для усиления мер безопасности во время Зимних Олимпийских игр в Сочи.
«В настоящее время анализируется трактование нового закона и его возможное влияние на правила оказания услуг почтовой связи. Мы надеемся, что обеспечение дополнительного контроля безопасности вложений будет возможно путём изменения регламента оказания услуг. В частности, приём посылок от отправителя в открытом виде», - эту практику предложил использовать заместитель генерального директора по посылочному бизнесу ФГУП «Почта России» Сергей Малышев.
Но, участники логистического процесса опять здесь находят больше вопросом, чем ответов. Будет ли «проверка глазом» стопроцентной гарантией? И в состоянии ли вообще человек, имея любую компетенцию полностью обеспечить эту проверку?
«По законодательству есть перечень запрещенных к пересылке отправлений, которые не могут пересылаться. Как наш сотрудник определит, какое растение из представленных - ядовитое? Если он этому не учился. Содержит ли посылки токсины, химические вещества. Это решает проблему досмотра на предмет запрещенных отправлений только частично», - вопрошают участники рынка.
Есть и другая сторона медали, скрытая в человеческом факторе, почему принимать посылки открытыми неудобно говорит руководитель одной из курьерских служб.
«К примеру, приехал курьер наш в крупный интернет магазин, а там для нас 100 коробок, и вот он должен будет все открыть, прощупать, посмотреть. Это не квалифицированный сотрудник, а обычный курьер. Понять, есть или нет запрещенных вложений, не всегда и таможенный специалист может».
Закон принят, а практических разъяснений не дано. Поэтому, тяжелее всех, как говорят специалисты, придётся интернет магазинам. Начнут вымываться дешевые товары, когда доставка стоит дороже заказа, покупателей это отталкивает. Будут вынуждены покинуть рынок игроки, имеющие собственную доставку. Последнее звено в логистической цепи (если нет курьера), так как государство не будет компенсировать компаниям их потери.
«Любое ограничение бизнеса в развитии, в том числе и интернет торговли - плохо и губительно для экономики. Последствия будут вплоть до криминальных. Бизнес станет теневым. Самые жизнеспособные, а таких у нас большинство, начнут осваивать другие способы отправки. Кто-то разориться»,- говорит о возможных негативных последствиях закона президент ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Хайдар Халиуллин.
Директор одного из интернет-магазинов автозапчастей Татарстана Александр Николаев, считает, что на его конечном потребителе, все это никак не скажется. У фирмы есть склады и в Москве и в Казани. И работающее маркетинговое решение по привлечению клиентов, которое активно практикуется сейчас во многих интернет-магазинах Татарстана, отменять он не собирается. Якобы доставка до пункта выдачи абсолютно бесплатна в независимости от стоимости товара.
«На стоимости нашей посылки не скажется. Я пока не готов комментировать. Теоретически - да, нас затронет, а в реальности все останется на прежнем уровне. Скорее уйдет часть бизнеса в подполье. Компания видит варианты выхода из этой ситуации. Будем проблему решать», - добавил Николаев.
«Люди будут напрямую закупать в крупных, например китайских интернет-магазинах, но это ожидание в сроках. Российский рынок рассчитан на то, что товар чуть дороже, но он здесь и сейчас. Не очень пока представляю, каким образом с законом обеспечить их доставку за дешевую цену, если нужно будет нести расходы на это оборудование», - резюмировал Александр Соломяный.