Шоп-тур: что происходит в казанских ТЦ после ухода иностранных брендов
Вакантные метры
Полномочный представитель Российской гильдии управляющих и девелоперов в РТ Елена Стрюкова в беседе с РБК Татарстан сообщила, что по итогам III квартала количество магазинов, приостановивших свою деятельность, в крупнейших торговых центрах Казани сократилось практически вдвое. Если, по итогам II квартала, их доля от арендуемой площади составляла 8%, то сейчас – 4%, в количественном выражении это 39 магазинов и 23 магазина соответственно.
«За последний квартал произошло много изменений в составе арендаторов торговых центров Казани. Объекты постепенно расторгают договоры и избавляются от магазинов, не осуществляющих торговую деятельность, заменяя их работающими», — пояснила она.
Стрюкова сообщила, что за III квартал в крупнейших торговых центрах Казани открылся 31 новый магазин, общей площадью порядка 4 тыс. кв. метров. В это количество не входят магазины, временно открывшиеся для распродажи и завершающие свою работу на рынке.
«Правда, доля свободных площадей в составе ТЦ возросла на 4,5 тыс. кв. м, по сравнению с аналогичным периодом. Таким образом, темпы выбытия арендаторов превышают открытия новых операторов», — сказала Стрюкова.
В пресс-службе Российского совета торговых центров (РСТЦ) тоже отметили, что после ухода иностранных брендов с российского рынка, доля свободных площадей в торговых центрах растет.
«Но эта доля, по нашей оценке, будет не больше 20%. Темпы выбытия превышают приход новых арендаторов. Все-таки подписание договора с арендатором это длительный процесс, который занимает от полугода до года. Новые арендаторы по площади не такие большие, как раскрученные международные бренды, приходят, в том числе российские бренды. Очень активны арендаторы в формате универмагов», — сообщили в РСТЦ.
Кто на новенького
Пресс-служба Ingka Centres (управляет сетью ТЦ «Мега» в РФ) сообщила, что казанская «Мега» находится «в постоянном диалоге с партнерами, для поиска совместных решений в непростой ситуации». Однако в компании отметили, что не могут разглашать информацию о переговорах.
Директор по маркетингу «Эдельвейс Групп» Алина Зайнетдинова сообщила, что в ТРК «Кольцо» отсутствуют пустующие помещения и опечатанные магазины иностранных брендов, приостановивших свою работу. «Желающих арендовать площади в «Кольце» всегда было достаточно. Сейчас у нас в листе ожидания 12 потенциальных арендаторов, желающих снять по более чем 50 кв. метров», — сказала она.
Зайнетдинова отметила, что в ТРК «Кольцо» возобновили работу сеть ресторанов быстрого питания «Вкусно и точка» (бывший «Макдоналдс») и два бренда бывшей польской ритейл-группы LPP – Reserved и Cropp Town.
С вещами на выход
В пресс-службе РСТЦ отметили, что на данный момент прецедентов по расторжению договоров аренды в одностороннем порядке в публичном поле не зафиксировано. Стороны пытаются урегулировать вопросы мирным путем.
«Если такие случаи и есть, то они единичны, как и иски арендодателей к арендаторам, где они требуют компенсировать арендную плату и штрафы за досрочный выход из договора. Как правило, стороны все же договариваются, если же дело доходит до суда, то суды, по сложившейся практике, удовлетворяют иски арендодателей», — рассказали в РСТЦ.
Госдума приняла закон, согласно которому российские торговые центры имеют право требовать с магазинов и ресторанов иностранных брендов, ушедших из РФ, прежние суммы арендной платы или расторгнуть с ними договор аренды в одностороннем порядке без штрафных санкций. Об этом 28 июня сообщили «РИА Новости».
По словам Стрюковой, в III квартале казанским торговым центрам удалось договориться с закрывающимися арендаторами об условиях расторжения и компенсации владельцам затрат на отделку, а также о графике погашения задолженности с действующими арендаторами. По ее словам, с начала года заметно сократилась дебиторская задолженность.
«Что касается оплаты за пользование помещением на период приостановки, то стороны уже как-то договорились об оплате за последние 7 месяцев. Рыночные отношения не нуждаются во внешнем регулировании», — заявила Стрюкова
Эксперт отметила, что долгосрочные договоры аренды, по которым владельцы торговых центров инвестировали в отделку, зачастую выстроены таким образом, что выплата компенсации зависит от того, по чьей инициативе происходит расторжение. «Вообще, каждый случай уникален. Ситуация сильно зависит от периода, в который заключался договор и конкретных условий по объекту», — сказала она.
Стрюкова считает, что с теми арендаторами, кто не принял решения об окончательном уходе с рынка, никто не торопится расстаться. «У владельцев до последнего остается надежда урегулировать вопрос с владельцем бренда и поставками товаров», — пояснила она.
Стрюкова отметила, что сохраняются проблемы со своевременными поставками сезонных товаров в те магазины, которые возобновили свою работу после временной приостановки деятельности.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан