Цифра для перевозок: в Татарстане протестируют электронные путевые листы
Об эксперименте по внедрению электронной транспортной накладной (ЭТрН) и электронного путевого листа (ЭПЛ) для пассажирских и грузовых перевозок сообщила 17 февраля пресс-служба минтранса России. В министерстве считают, что нововведение будет способствовать повышению безопасности дорожного движения за счет цифровизации предрейсового контроля технического состояния транспортного средства и медосмотра водителя.
«Перевод на «цифру» почти 3 млрд первичных документов упростит и ускорит прохождение контрольно-надзорных процедур», – отмечено в релизе федерального минтранса.
Эксперимент будет проходить до 30 октября 2020 года, помимо Татарстана, на территории Москвы, Московской, Калужской, Рязанской областей и Краснодарского края.
Заместитель министра транспорта России Алексей Семенов отметил, что эксперимент ускорит запуск суперсервиса №22 «Безбумажные перевозки пассажиров и грузов».
«Для нас принципиально важно отточить все процедуры совместно с бизнесом, сделать открытую госплатформу для всех коммерческих сервисов», – отметил чиновник. В дальнейшем планируется включить в систему другие виды транспорта.
Защита интересов и повышение прозрачности
Председатель объединения перевозчиков Казани Владислав Абрамов в беседе с РБК Татарстан положительно оценил тестируемые нововведения. Он заявил, что электронные накладная и путевой листы разграничат зоны ответственности между грузоотправителями, грузополучателями и грузоперевозчиками. Будут решены проблемы с документами, а перевозчики и водители получат дополнительные возможности для защиты своих интересов в судах.
«Водителям зачастую дают пустые незаполненные бланки при погрузке и разгрузке. Перевозку могут не оплатить, и нам нечего предъявить в суде. А если все данные будут в базе и в открытом доступе, то в суде будет легче», – сказал Абрамов.
Директор по взаимодействию с отраслевыми организациями транспортной компании «Деловые Линии» Александр Лашкевич назвал проект по цифровизации накладной и путевого листа актуальным. Организация принимает участие в эксперименте. Среди плюсов Лашкевич выделил сокращение издержек для бизнеса и, как следствие, более выгодные цены на услуги, повышение прозрачности в отрасли и ускорение работы компаний.
«Будут минимизированы ошибки в документах, станет меньше рисков из-за человеческого фактора. ЭТрН сделает отрасль, а значит, и конкуренцию более прозрачной, а рынок – «белым»», – уверен Лашкевич.
Однако проблемы, по мнению топ-менеджера, не исключены. «Предстоит внедрять электронные путевые листы, телемедицину с удаленными медосмотрами и другие новшества. Но по опыту, далеко не все сотрудники ГИБДД понимают, как правильно работать, к примеру, с электронным ОСАГО. С ЭТрН проблем в этой части будет значительно больше», – считает спикер
Одним из участников эксперимента стал сервис «Яндекс.Такси». В компании считают, что внедрение электронных накладных и путевого листа позволит сократить организационные расходы перевозчика в 4 раза.
«Введение электронного путевого листа облегчит процедуру предрейсовых осмотров автомобиля и водителя, а данные будут доступны всем заинтересованным органам», – цитирует сайт минтраса РФ директора по развитию бизнеса «Яндекс.Такси» Алексея Федотова.
Путевые листы – пережиток прошлого
Специалист по связям с общественностью сервиса такси «Максим» Мария Пухова в беседе с РБК Татарстан назвала путевые листы пережитком прошлого.
«В советское время они были необходимы для отчетности водителя перед таксомоторной организацией — сколько заказов выполнил, сколько государственного бензина потратил, какая выручка. Сейчас нет государственной плановой экономики, нет классических таксопарков», – сказала она.
Многие водители такси являются индивидуальными предпринимателями, которые трудятся по свободному графику. «Вся информация о выполненных заказах, маршруте каждой поездки, транспортном средстве, километраже, местоположении, активности водителя и его режиме труда и отдыха есть в мобильном приложении», – сказала Пухова.
Тем не менее, если электронные путевые листы будут введены повсеместно, то компания их интегрирует. «Если требование станет обязательным для всех, сервис «Максим» интегрирует электронный путевой лист в свое программное обеспечение. Но на это потребуется время», – добавила Пухова