Все перемелется: турецкая компания хочет запустить в РТ производство муки
Информацию о возможном строительстве завода по производству муки опубликовали на сайте минсельхозпрода РТ 17 марта. Министр Марат Зяббаров обсудил реализацию проекта с директором по продажам и развитию бизнеса турецкой компании «Агропро» Мустафой Озкылычем.
В мае 2019 года проект презентовали президенту РТ Рустаму Минниханову. Мощность завода будет составлять до 125 тонн муки в сутки. Планируется, что на предприятии будет перерабатываться татарстанское сырье.
На текущий момент турецкая компания рассматривает 2 потенциальные площадки для строительства: Зеленодольский район и ОЭЗ «Алабуга». Запуск фабрики запланирован на осень текущего года и подразумевает переработку урожая 2020 года.
В пресс-службе минсельхоза РТ на запрос РБК Татарстан о сумме инвестиций и других параметрах предприятия отметили, что реализация проекта находится на стадии переговоров.
Турецкий сценарий
Управляющий партнер Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский, в беседе с корреспондентом РБК Татарстан, отметил, что завод будет средним по объему выпускаемой продукции предприятием. Крупным можно считать завод с несколькими линиями и мощностью переработки до 500 тонн зерна в сутки.
«В целом открытие нового мукомольного предприятия является грамотным инвестиционном решением со стороны турецкого инвестора: открыть завод в стране, производящей основное сырье для муки, при этом воспользоваться льготами особых экономических зон. А далее можно реализовывать уже традиционный для турецкого бизнеса сценарий экспорта продукции на благополучные рынки сбыта. Турция является крупнейшим в мире экспортером муки, при этом Россия является крупнейшим поставщиком сырья. Таким образом, создание производственных мощностей в РФ это оптимизация расходов инвестора», – сказал Жарский.
По его словам, в России производство муки не является высокорентабельным бизнесом. «По итогам 2018 года производство сократилось. Всего было произведено 9,4 млн тонн. И даже с учетом того, что в 2019 году был отмечен слабый рост, развитие новых предприятий с прицелом на экспорт – это наиболее очевидный шаг. Внутреннее потребление в основном закрывается за счет таких лидеров рынка, как «Макфа» или «Аладушкин». Свою лепту скоро внесет «Мираторг», развивающий комплексный проект по переработке зерна», – сказал Жарский.
По мнению эксперта, конкурировать на внутреннем российском рынке для турецкого инвестора непривлекательно. При этом развитие предприятия в Татарстане дает выгодные позиции по логистике продукции за рубеж.
Жарский обратил внимание, что Татарстан не является регионом-лидером по переработке зерна. «Самое большое число таких предприятий сосредоточено в Краснодарском крае – это 60 заводов. При этом в данном случае неважно, откуда будет поступать сырье – от татарских или кубанских аграриев. При формировании конечной цены за тонну муки такая удаленность роли не играет. Гораздо важнее, что Центральный ФО, Южный ФО и Приволжский ФО наиболее приближены к морским портам, откуда удобнее всего отгружать готовую продукцию на внешние рынки сбыта», – сказал эксперт.
Будущий конкурент
Вице президент российского Союза мукомольных и крупяных предприятий Игорь Свириденко в беседе с РБК Татарстан отметил, что производители муки и в России, и в Поволжье сталкиваются с финансово-экономическими проблемами.
«В Поволжье закрылся ряд мукомольных предприятий, в частности в Йошкор-Оле и в Нижегородской области. Проблемы есть в Чувашии и Татарстане, Ульяновске и Димитровграде и во всех остальных регионах округа», – сказал эксперт.
Свириденко считает, что окончательное решение о необходимости создания завода принимает регион. «Завод – это инфраструктура, рабочие места, дополнительные налоговые отчисления. С точки зрения нашего Союза, сложно оценить данное решение комплексно, мы можем делать оценку только с финансово-экономической стороны, а этого мало», – сказал он. Эксперт отметил, что Татарстан обладает хорошим для отрасли сырьевым потенциалом.
В Татарстане в 2019 году собрали 4,3 млн тонн зерна, что на 16,2% больше результата предыдущего года. В структуре ВРП по итогам прошлого года на долю агропрома и пищевиков приходится 16%. Пищевой продукции произвели на 178,1 млрд рублей.
По данным сайта российского Союза мукомолов и крупяных изделий в Приволжском федеральном округе насчитывается несколько десятков крупных мукомольных предприятий. Всего в России насчитывается 270 предприятий отрасли.
По словам Свириденко, на мукомольном рынке сейчас сложилась жесткая конкуренция, которая порождает бесконтрольность рынка в целом. Несмотря на присутствие крупных игроков, основную борьбу создают малые мукомольни, которых, по экспертным оценкам, в России более 7 тысяч.
Эксперт считает, что сейчас в России готовы к работе еще значительное количество предприятий с суммарным объемом производства до 3 млн тонн муки в год. «Многим из остановленных сейчас предприятий необходимо лишь «включить рубильник», некоторым что-то отремонтировать, но это не займет много времени. Если их не включают, значит, не имеют возможности закупить сырье или не видят возможности реализовать готовую продукцию», – уверен Свириденко.
Руководитель российского союза мукомолов отметил, что в Турции есть сильная господдержка мукомольной отрасли. По его словам, построенный в Татарстане завод, получая, как и другие турецкие предприятия, дополнительные преференции, может в будущем усилить конкуренцию и вынудить покинуть рынок более слабых игроков за счет ценового демпинга и более выгодных условий поставки готового продукта.
Он уверен, что отрасли нужна финансовая поддержка со стороны государственных органов. «Должен быть государственный подход, так как отрасль является социально-значимой для населения. Необходимо создать равные условия для всех игроков единого рынка хлебопродуктов. Пока что российские мукомолы остаются наедине со своими проблемами», – считает Свириденко.
Он заключил, что все предприятия на территории России имеют равную возможность получения поддержки со стороны российского Союза мукомольных и крупяных предприятий независимо от формы собственности, в том числе с участием иностранного капитала.