Прощание с офлайн-шопингом: малый бизнес РТ устремился на марткеплейсы
Как сообщила в пресс-служба бизнес-омбудсмена РТ, в республике после введения дополнительных COVID-ограничений наблюдается рост рост интереса в образовательному марафону, который 11 октября запустил ЦЭТ «Маркетплейс.Легко». До введения QR-кодов на него зарегистрировалось 300 предпринимателей и самозанятых, в минувший в понедельник их число возросло до 800. Сейчас количество предпринимателей желающих обучиться азам онлайн-торговли увеличилось до 1 тыс.
Согласно постановлению, принятому 7 октября, доступ в торговые центры, заведения общественного питания, спортивные комплексы, фитнес-клубы и другие общественные объекты осуществляется по QR-кодам вакцинированных или переболевших.
«Практика показала, что ограничения по использованию оффлайн-ритейла сразу же увеличивают популярность онлайн-ритейла. Именно прошлогоднее введение режима самоизоляции и привело к мощному росту рынка электронной торговли: плюс 58% за 2020 год . Но все зависит от того, как долго ограничения QR-кода продержатся», — отметили в пресс-службе.
РБК Татарстан направил запросы в Ozon, Wildberries, AliExpress о динамике продаж, начиная с 8 октября, когда были анонсированы новые COVID-ограничения на территории РТ. Комментарии на момент публикации не поступили.
В офлайн-ритейле, в том числе в продуктовых магазинах, ситуация противоположная. В пресс-службе продуктового ритейлера «Лента» отметили, что из-за внедрения QR-кодов зафиксировали снижение трафика на 20%.
«Примерно на половину количество клиентов снизилось в магазинах, расположенных в торгово-развлекательных комплексах. Покупатели
демонстрируют поведение, характерное для первой волны пандемии: несмотря на падение трафика, незначительно увеличивается средний чек. Это объясняется тем, что покупатели часто не могут найти нужные им товары в магазинах у дома или боятся посещать их, потому что там сложнее соблюдать социальную дистанцию», — сообщили в компании.
По словам депутата Госсовета РТ, входящего в состав комитета по бюджету, налогам и финансам, Альмира Михеева, переход торговли в онлайн – естественный процесс, который происходил бы и без пандемии коронавируса. Ограничения, связанные с использованием QR-кодов, подстегнули его развитие.
«Офлайн-торговля умирает, нет никакой необходимости ходить по магазинам, когда все можно купить, не выходя из дома. Но разговорами о неизбежности перехода в онлайн нельзя подменять разговоры о поддержке бизнеса в контексте «ковидных» режимов. QR-коды для посещения магазинов, кафе и даже для работы были введены неожиданно и без компенсаций бизнесу, доходы которого, очевидно, резко упадут», — сказал парламентарий.
По итогам первого полугодия 2021 года, товарооборот татарстанских предпринимателей составил 18,5 млрд рублей, что в 5 раз превышает результаты аналогичного периода прошлого года. Показатель подсчитали по результатам работы бизнеса с 5 площадками: Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, КазаньЭкспресс и eBay.
«Развитие направления e-commerce является на сегодняшний день мировым трендом и одним из приоритетных направлений для республики. Электронные площадки демонстрирую ускоренные темпы роста и, наряду с традиционным торговым сетям, становятся привычным способом покупки товаров гражданами», – заявил заместитель министра экономики РТ Рустем Сибгатуллин
Число татарстанских предпринимателей, реализующих продукцию через онлайн-площадки, по итогам 8 месяцев года, выросло в 4 раза до 12,5 тыс. человек. Годом ранее их насчитывалось 3,3 тысячи.