От винта: в Казани запустят серийное производство нового вертолета
Информацию о том, что Казанский вертолетный завод (КВЗ) получил от Росавиации сертификат на серийное производство Ми-38, распространила 19 ноября пресс-служба холдинга «Вертолеты России».
Первый вертолет компания обещает передать заказчику до конца 2019 года. Сведений о том, какая компания или госструктура является покупателем, в релизе нет. Сообщается, что первый заказчик – отечественный. Нет данных и о стоимости машины, объемах заказов и выпуска. РБК Татарстан направил запрос в пресс-службу госкорпорации «Ростех» и холдинга «Вертолеты России», в который входит КВЗ. Управляющий директор ПАО «Казанский вертолетный завод» Юрий Пустовгаров заявил, что предприятие готово к серийным поставкам Ми-38 коммерческим эксплуатантам и госзаказчикам.
Для Африки, Сибири и vip-персон
Сегодня Ми-38 впервые презентовали за рубежом – на международном авиасалоне Dubai Airshow в ОАЭ. Глава «Ростеха» Сергей Чемизов заявил, что в ходе мероприятия обсуждаются перспективы поставок новой машины на экспорт.
«Ми-38 – универсальный вертолет, который может применяться для перевозки пассажиров, грузов, для поисково-спасательных и медицинских работ. Уверен, что высокие технические характеристики и конкурентная цена обеспечат интерес к вертолету среди наших партнеров из стран Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки. Первая машина будет поставлена отечественному заказчику, это произойдет до конца года», – цитирует Чемизова пресс-служба «Вертолетов России».
Согласно информации «Вертолетов России», многоцелевой Ми-38 займет пустующую нишу между средним Ми-8 и тяжелым Ми-26. Отмечено, что за счет технических решений вертолет превосходит другие машины своего класса по грузоподъемности, пассажировместимости и основным летно-техническим характеристикам. Обладая максимальной взлетной массой 15,6 тонн, вертолет способен взять на борт или на внешней подвеске 5 тонн полезного груза. Пассажирский Ми-38 может брать на борт до 30 человек.
Дальность полета вертолета в транспортной конфигурации с дополнительными топливными баками составляет до 1 тыс. километров. Ми-38 оснащен новыми двигателями отечественного производства, авариестойкой топливной системой, дополнительными опорами на шасси для посадки на мягкий грунт и снег.
В 2019 году на выставке МАКС президенту Владимиру Путину презентовали вертолет Ми-38 с салоном повышенной комфортности.
Как рассказал РБК Татарстан исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, Ми-38 предназначен, прежде всего, для государственных структур.
«Вертолет может выполнять работы по переброске контингента, вооружений, техники, а также стать платформой для создания специализированных версий, будь то летающие командные пункты и так далее», – сказал Пантелеев.
В гражданском применении, по словам Пантелеева, Ми-38 может использоваться для авиационного поиска и спасения людей, работы на большом расстоянии от операционной базы.
«Помимо этого, ключевым потребителем станут авиаперевозчики, выполняющие работы в интересах топливно-энергетического комплекса, а также при реализации масштабных проектов по освоению шельфа, при работе в Восточной Сибири на большом удалении от крупных городов», – сказал Пантелеев.
На мировом рынке Ми-38 может быть востребован в качестве средства для первых лиц. «Дело в том, что его предшественник, выпущенный в Казани Ми-8, широко использовался в большом количестве стран для этих целей. Это полноценный президентский вертолет. Ми-38 дает больше возможностей: он имеет более просторный салон, большие скорость и дальность полетов», – отметил Пантелеев.
Новый вертолет – выход из убытков?
При этом, по мнению Пантелеева, повторить достижения Ми-8 по количеству выпущенных вертолетов новой машине будет сложно. «Беда в том, что сам по себе вертолет находится в нише, где сложно прогнозировать спрос в несколько тысяч машин, как это было с вертолетами семейства Ми-8. Но трудоемкость изготовления Ми-38 выше, чем у предшественника. То есть в человекочасах предприятие в случае крупного заказа получит хорошую производственную загрузку», – сказал Пантелеев.
14 ноября Казанский вертолетный завод опубликовал отчетность по итогам III квартала 2019 года. В январе-сентябре текущего года было получено 2,3 млрд рублей чистого убытка. Годом ранее убыток составлял 1,3 млрд рублей. Выручка составила 4,3 млрд рублей против 9,6 млрд по итогам 9 месяцев 2018 года. В прошлом году от продаж была получена прибыль – 652 млн рублей, в этом году убыток – 560,5 млн.
По итогам прошлого года, предприятие получило 5,3 млрд рублей убытка против 316,4 млн рублей чистой прибыли в позапрошлом году. При этом выручка увеличилась 2,3% до 21,4 млрд рублей.
Себестоимость продаж снизилась на 6,7% до 17,5 млрд рублей. Производство и продажа вертолетов принесла заводу 17,4 млрд рублей, в 2017 году сумма составила 18,8 млрд. В 2018 году было продано 52 вертолета – на 13 единиц меньше, чем годом ранее.
По оценке Олега Пантелеева, цена вертолета превысит $15 млн долларов, но будет ниже $20 млн. «Это дешевле, чем сопоставимые по размеру вертолеты иностранного производства. Но при этом потенциал этой машины выше, чем у большинства конкурентов», – сказал эксперт.
Менеджер проектов департамента стратегического маркетинга компании «Евроэксперт» Константин Василенко отметил, что Казанский вертолетный завод в настоящий момент выпускает модификации вертолетов серии Ми-8/17, а с недавнего времени в продуктовую линейку добавился легкий вертолет «Ансат».
«Ми-38, это, по сути, усовершенствованная версия Ми-8 – наиболее многочисленного вертолета в составе воздушного парка. Поэтому при активном процессе замены устаревших воздушных судов, наращивание продаж может помочь Казанскому вертолетному заводу выйти из состояния убыточности», – сказал Василенко.
По его словам, ценообразование на вертолеты является индивидуальным и определяется широким спектром факторов: числом поставляемых в рамках контракта машин, их спецификациями, условиями оплаты и сервисного обслуживания и так далее.
«Также на стоимость влияют разные факторы от назначения вертолета до стоимости летного часа эксплуатации. Поэтому однозначно ответить на вопрос, сколько будет стоить новый вертолет, достаточно сложно. При этом, можно отметить, что экспортная стоимость Ми-8 в последние годы варьировалась в пределах $7-10 млн, а вертолеты сопоставимого назначения, такие как AGUSTA AW189 завозились в Россию в 2018 году по цене 17-22 млн долларов. Таким образом, цена Ми-38 может быть в диапазоне 15-17 млн долларов», – сказал Василенко.
Не для местной авиации
Председатель совета директоров «Тулпар Аэро Групп» Азат Хаким в беседе с РБК Татарстан отметил, что местным авиакомпаниям данный вертолет не будет интересен.
«Это тяжелый вертолет для специфичных работ: для МЧС, армии и так далее. Например, он подойдет для Арктики, где нужно перевозить много людей и грузов. Что касается средней полосы, то он не будет сильно востребован. Единственное, он может быть интересен в vip-варианте, благодаря просторному салону с большими возможностями», – сказал Хаким.
Ми-38 начали создавать еще в конце 80-х. Работа над проектом началась на Московском вертолетном заводе им. Миля (МВЗ) в 1988 году, к изготовлению опытного образца на КВЗ приступили в 1993-м, первый полет был намечен на 1995 год, а серийное производство предполагалось начать в 1998-м. Но первый полет опытного Ми-38 состоялся только 22 декабря 2003 года.
Первый вертолет Ми-38 с салоном повышенного комфорта, изготовленный на заводе в Казани, президенту РФ Владимиру Путину представили на аэрокосмическом салоне МАКС-2019. Первой зарубежной площадкой, где продемонстрировали новейший Ми-38, стал Dubai Airshow. Разработка осуществлялась на федеральные средства.