Оберег от проблем: как комплаенс помогает бизнесу предупреждать коррупцию
Диалог для профилактики коррупции
Как сообщила сопредседатель общественного совета центра общественных процедур «Бизнес против коррупции» Гульнара Сергеева, в Татарстане 33% респондентов высказали сомнения в эффективности принимаемых антикоррупционных мер. Таковы данные проведенного в 2024 году анонимного опроса. В Приволжском федеральном округе такое мнение озвучили 48,6% его участников. Результаты опроса презентовали в рамках российко-китайского форума РОСТКИ, организованного Агентством инвестиционного развития РТ и Дирекцией международных проектов.
Снижение уровня коррупции в Татарстане заметила четверть опрошенных. В среднем по Приволжском федеральному округу доля таких лиц составила 14%.
Заместитель начальника управления раиса РТ по вопросам антикоррупционной политики Рустам Гаязов отметил, что некоторые предприниматели пользуются недобросовестными методами для получения доступа к муниципальными и государственным закупкам и бюджетным средствам, что негативно сказывается на экономике и инвестиционном климате Татарстана, поскольку такие действия ограничивает здоровую конкуренцию.
Борьба с коррупцией должна быть комплексной: с участием государства, предпринимательского сообщества, некоммерческих структур, учебных заведений и других организаций, заявила руководитель практики «Комплаенс и деловая этика» компании СИБУР Вероника Киселева. Для разработки эффективных мер в целях противодействия коррупции важна совместна работа государства и бизнеса.
«В рамках такого взаимодействия выстраивается диалог государства и бизнеса. Бизнес может представлять обратную связь о возможности применения тех или иных мероприятий и механизмов на практике, а также делиться практиками, которые работают и приживаются в корпорациях. Полученная информация поможет государственным органам соблюдать баланс интересов», — сообщила Киселева .
Антикоррупционный комплаенс
По словам Сергеевой, 55% опрошенных предпринимателей считают, что коррупция ведет к стагнации в экономике и наносит ущерб имиджу страны на международной арене.
«Большинство собственников крупных организаций пришли к положительному, с нашей точки зрения, выводу, что коррупция уменьшает доходы, эффективность компании. Соответственно, они сейчас сами заинтересованы в том, чтобы осуществлять реализацию комплекса мер по противодействию ей: кто-то называет его комплаенс, кто-то называет иначе, но суть в том, что чистая деятельность предприятия в принципе полезна для него самого», — сообщил первый проректор, проректор по научной работе Казанского инновационного института им. В.Г. Тимирясова Игорь Бикеев.
Комплаенс выступает правовым механизмом профилактики рисков возникновения у предприятий финансовых и репутационных потерь, связанных с непреднамеренным или умышленным нарушением работниками или руководством норм действующего законодательства, отметила Киселева из СИБУРа.
Это подтвердил и руководитель службы комплаенс ПАО «КАМАЗ» Виктор Спасов. Он заявил, что антикоррупционная политика в компаниях оказывает значительный эффект в их продвижении и развитии за счет снижения влияния налоговых и репутационных рисков. По его словам, выстраивание эффективной антикоррупционной системы позволяет снизить затраты предприятий, что оказывает положительное влияние на их стабильность.
«Самым большим активом в совершенствовании системы комплаенс считаю создание единой базы по проверке и мониторингу деловых партнеров компании и заключение сделок, транслируемое на все организации группы компаний. Мы подключены к единой системе: все сделки согласовываются в единой базе, все контрагенты проверяются перед вступлением в договорные отношения и мониторятся в период их действия», — сообщил Спасов.
Киселева добавила, что у компаний, активно развивающих комплаенс, больше шансов на успешное взаимодействие с контрольно-надзорными органами. Так, по данным статистики, бизнесменов среди фигурантов дел коррупционной направленности на сегодня не так много.
Как рассказал судья Верховного суда РТ Марсель Фахриев, чаще всего это должностные лица органов госвласти, вузов и ссузов, службы исполнения наказания и других подобных учреждений.
По словам Бикеева, каждое предприятие вырабатывает собственный комплаенс, но можно выделить некие общие подходы. В частности, сейчас многие крупные компании «объявили охоту» на ученых, чтобы они создали серьезную систему с точки зрения нормативного регулирования и так далее.
Сегодня крупные компании не рассматривают противодействие коррупции как формальное соблюдение требований закона, отметила Киселева из СИБУРа. Тенденцией последних лет становится добровольное внедрение принципов устойчивого развития, которое включает в себя три блока: экология, социальная сфера и корпоративное управление.
«Если говорить о комплаенсе, то в данное понятие вкладывается социальная сфера и корпоративное управление. В том числе сюда включены инструменты противодействия коррупции. Комплаенс сегодня выступает системой контроля, предупреждения и управления рисками, и помогает бизнесу действовать в соответствии с установленными требованиями и набором определенных правил», — сказала Киселева.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан