Итоги года: переход на эскроу-счета, платная трасса и II линия метро
Президиум Госсовета по жилью и реформа в долевом строительстве
12 февраля 2019 года Татарстан посетил с визитом президент России Владимир Путин. Поводом для первого из четырех состоявшихся в течение года визитов в регион стало заседание президиума Госсовета РФ, посвященное переходу на новую систему финансирования долевого строительства. Мероприятие прошло в Иннополисе при участии глав субъектов РФ.
Одним из итогов заседания стали послабления для застройщиков. Некоторым компаниям разрешили достраивать объекты по дореформенным правилам. Список условий утвердили 22 апреля 2019 года: согласно постановлению правительства РФ, возводимый объект должен быть готов не менее чем на 30% (в ряде случаев степень готовности проектов снижается до 6% и 15%), а доля средств, привлеченных в рамках договоров участия в долевом строительстве по объекту, составляет не менее 10%.
По данным казанского Кремля, ситуация на середину декабря в строительном комплекса республики такова: в Татарстане работают 86 застройщиков, которые ведут строительство 218 многоквартирных домов. Общая площадь возводимого жилья превышает 3 млн квадратных метров. При этом 72 застройщика получили разрешение не переходить на проектное финансирование. Они возводят 149 домов, квартиры в которых ожидают 14 тыс. дольщиков.
По данным Росреестра Татарстана, число договоров долевого участия сократилось в текущем году, по сравнению с предыдущим на 11,1% – с 18,1 тыс. до 16,8 тыс. Количество ипотек в республике, снизилось к предыдущему году на 11,7% со 120 тыс. до 106 тыс. сделок. Эксперты связывают отрицательную динамику с переходом на счетa эксроу.
По итогам 2019 года, в республике планируется сдать 2,8 млн кв. метров жилья: первоначальный план был увеличен к концу года на 250 тыс. кв. метров. В будущем году планируется ввести в эксплуатацию порядка 3 млн кв. метров.
Например, в течение 2019 года свыше чем на 50% была достигнута готовность первого проекта в сфере жилищного строительства – ЖК «Savin House», который реализует московская группа компаний «Садовое кольцо». Как отметили в пресс-службе застройщика, год назад на месте, где сейчас возвышают башни, высотой в 15-20 этажей, была пустая площадка.
Порядка 70% квартир в проекте уже реализованы. На середину декабря в первой очереди жилого комплекса продано порядка 90% квартир, во второй очереди – свыше 30%, хотя со старта продаж второй очереди прошло всего 3 месяца.
«На протяжении всего цикла активных продаж нашего жилого комплекса у покупателя должен быть широкий выбор квартир. Сейчас в ЖК «Savin House» в наличии порядка 40 планировочных решений из 50 возможных – от студий до квартир с тремя спальнями. Также для покупателей доступны пентхаусы», - сообщили в ГК «Садовое кольцо».
Зоопарк «Река Замбези»
20 декабря появилась информация, что в Казани в тестовом режиме начал работать новый зоопарк «Река Замбези». Его строительство стартовало в 2015 году, спустя 8 лет после того, как был обнародован последний проект реконструкции. Его отклонили из-за дороговизны – требовались инвестиции свыше $100 млн. Стоимость проведенной реконструкции зоопарка составила 1,89 млрд рублей. Смету обнародовала пресс-служба минстроя РТ в конце августа.
Напомним, что в конце 2014 года президент Татарстана поручил выделить земельный участок в непосредственной близости от территории Казанского зооботанического сада, основанного в 30-х годах 19 века.
Дату открытия зоопарка переносили в течение нескольких лет. Городские власти ссылались на сложность работ и необходимость построить объект, который бы соответствовал международным нормам содержания представителей фауны.
В середине июля в мэрии города сообщили, что животных для нового зоопарка приобрели на пожертвования от субъектов бизнеса и частных лиц. Сумма на тот момент составила 100 млн рублей, а коллекция была сформирована на 41%. Докупить экспонатов власти Казани обещали до 2021 года.
6 декабря министерство сообщило, что строительство «Реки Замбези» завершено.
Напомним, что РБК Татарстан в течение месяца проводил онлайн голосование за наиболее запомнившееся читателям событие года. Одной из номинаций было «Открытие года». По результатам проект «Река Замбези» занял первое место.
Вторая линия метро в Казани
В начале февраля 2019 года Главное инвестиционно-строительное управление РТ сообщило, что на разработку проектной документации для первого участка II линии казанского метро – от станции «Фучика» к «Сахарова» – заключен государственный контракт. Инженерные изыскания на тот момент уже были выполнены.
7 марта президент РТ Рустам Минниханов сообщил, что строительство будут вести на средства республиканского бюджета. Стоимость каждой станции он оценил в 5-6 млрд рублей.
Ветка должна соединить 5 районов города: Приволжский, Советский, Ново-Савиновский, Московский и Кировский. Линия пройдет под ул.Ю.Фучика – Ак.Сахарова – Космонавтов (Советская площадь) – Компрессорная – Футбольный стадион – М.Чуйкова – Волгоградская – Восстания. Общая протяженность линии, включающей 12 станций и 11 перегонов, составит 19,98 км.
В начале октября мэрия утвердила проект планировки территории первого участка II линии метро. В документе было указано, что ориентировочный срок строительства и ввода в эксплуатацию объекта – 2023 год.
«Казметрострой» неоднократно сообщал, что метро начнут строить от ул. Сахарова. Однако информации о том, что начата проходка тоннелей, на момент публикации не поступало.
Отметим, что в номинации «Проект года» в голосовании на сайте РБК Татарстан из 9 вариантов ответов 52,5% голосов было отдано за вторую линию метро в Казани.
Большое Казанское кольцо
В Казани в 2019 году началось строительство финального участка Большого Казанского кольца. 18 июля к работам притупило ООО «Мосты РТ». Общая стоимость работ составляет 2,3 млрд рублей, из которых первоначально по 350 млн выделили татарстанский и федеральный бюджеты. 21 ноября правительство в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» дополнительно направило 650 млн руб.
Проект предусматривает четырехполосную магистраль с разделительной полосой, включающей трамвайные пути, протяженностью 800 метров. Часть дороги пройдет над Фермским шоссе, где построят путепровод на опорах, длиной 110 метров и подземный пешеходный переход.
В течение 3 лет под строительство планируется изъять 69 земельных участков. Их планируют выкупать по рыночной стоимости в течение лет. 7 ноября мэрия Казани опубликовала соответствующее постановление.
5 декабря мэрия Казани сообщила, что новую дорогу планируется назвать в честь «100-летия ТАССР».
Платная трасса Москва – Казань
В середине июля 2019 года вице-премьер Максим Акимов заявил, что необходимо провести полную реконструкцию федеральной трассы М7 «Волга» и построить новую скоростную платную дорогу от Москвы до Казани.
В течение 2019 года федеральные и региональные власти озвучили параметры платной магистрали Москва – Казань, которая станет частью транспортного коридора Европа – Западный Китай. Согласно заявлениям некоторых федеральных чиновников, этот проект призван стать альтернативой ВСМ Москва – Казань. Стали известны протяженность, трассировка, расчетная скорость, стоимость проезда по автодороге и так далее.
Платную автомагистраль называют дублером трассы М7. Протяженность новой дороги составит 729 км, из которых 142 – на территории Татарстана. Расчетная скорость будет составлять 120 км/ч. Стоимость проезда анонсировали, максимум, в 2,5 тыс. рублей для легковых автомобилей, для грузовиков – 6 тыс. Проект оценивают в 730 млрд рублей, из которых порядка 40% должны составить частные инвестиции.
Строительство планируется вести поэтапно – в период с 2021 по 2027 годы.