В Татарстане не заметили оттока мигрантов
Ежедневно на учет в УФМС по РТ встает порядка 1-1,5 тысяч иностранцев. По прогнозу замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ Клары Тазетдиновой, в 2015 году в Татарстане будет официально работать порядка 35 тысяч мигрантов.
По словам замминистра труда, занятости и соцзащиты РТ, иностранная рабочая сила больше не будет для работодателя дешевой. Так, с 1 января госпошлина на выдачу разрешения на привлечение иностранных работников повышена до 10 тыс. рублей. Штраф за «нелегалов» может доходить до 400 тысяч рублей. В республике уже были прецеденты выплаты работодателем штрафа в 250 тысяч рублей. Иностранному работнику тоже есть, чем рисковать: за нарушение миграционного законодательства ему грозит запрет на въезд на территорию РФ в течение трех лет.
Впрочем, как заверила корреспондента РБК-Татарстан К.Тазетдинова, приехавший в РТ за работой иностранец трудоустроиться наверняка сможет. Местные жители неохотно идут на “мигрантские” вакансии. Большая часть мигрантов задействована в строительстве (в 2014 году – 80% от общего количества выданных разрешений на работу). Так, крупные заявки на иностранных рабочих подают такие инвестиционные проекты, как Иннополис и ОЭЗ «Алабуга». Порядка 6% мигрантов задействовано в транспортных услугах, более 4% - в сфере общепита, около 3% - в коммунальных услугах.
Директор МУП «ПАТП-2» Альберт Мухаметшин в беседе с РБК-Татарстан сообщил, что его предприятие не ощутило оттока мигрантов. «Вряд ли его следует ожидать и в дальнейшем», - уверен он. Компания обслуживает 19 автобусных маршрутов в Казани, ежедневно на линии выходит 320 автобусов. По словам А.Мухаметшина, в штате работает 550 водителей, из них около 25% - граждане стран ближнего зарубежья. Кроме того, мигранты работают в «ПАТП-2» кондукторами.
По мнению А.Мухаметшина, мигрантам нет смысла оставлять свои рабочие места в Казани. Альтернатив для трудоустройства, уверен он, нет. «Скажем, в Европе их труд не востребован», - считает глава предприятия.
Рост курса доллара, рассуждает глава автотранспортного предприятия, отразился на суммах, которые сотрудники-мигранты ежемесячно отправляют домой. Впрочем, говорит А.Мухаметшин, ежегодная индексация заработной платы позволит нивелировать сокращения этих сумм, и потери будут не настолько велики, чтобы вынудить людей оставить свои рабочие места. Сейчас кондуктор, по его словам, получает около 20 тысяч рублей, зарплата водителей – от 30 до 35 тысяч. Татарстанцы и представители близлежащих регионов, добавил А.Мухаметшин, неохотно идут на работу. Без мигрантов потребность в кадрах было бы удовлетворить затруднительно.
В первые дни января число въехавших в Россию мигрантов упало на 70% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Такие данные привел глава Федеральной миграционной службы Константин Ромодановский. По его словам, сократилось число приезжих из всех стран Средней Азии, кроме Киргизии. Причинами резкого оттока трудовых мигрантов глава ФМС назвал проблемы в экономике и ужесточение законодательства. Тогда же представители ряда диаспор отмечали, что для трудовых мигрантов неприемлем курс уже в 45-50 руб. за $1.
Кроме того, вступившие в силу с 2015 года изменения в миграционном законодательстве заменили ранее действующую систему квотирования патентной системой: теперь иностранец, приехавший на работу в Россию, должен получить патент, который является своего рода подоходным налогом, выплачиваемым авансом. В Татарстане стоимость патента составит 2838 рублей в месяц – для сравнения, в среднем по России патент стоит 1568 рублей. Стоимость сдачи необходимого для получения патента экзамена – 4,9 тыс. рублей, пересдача – от 800 рублей. Для получения патента иностранный гражданин обязан предоставить полис добровольного медстрахования, справки об отсутствии общественно опасных заболеваний и сертификат о сдаче экзамена. Патент выдается на срок до года с возможностью продления еще на год и аннулируется, если мигрант в течение двух месяцев не предоставит копию трудового договора в УФМС.
Екатерина Константинова, Татьяна Ренкова