Из села в сеть: производители Татарстана увеличили присутствие в ритейле
Произведено в Татарстане
Заместитель министра промышленности и торговли РТ Сергей Этус рассказал РБК Татарстан, что по итогам 2022 года татарстанские производители нарастили присутствие в федеральных торговых сетях.
Например, объем проданной татарстанской продукции в торговых сетях X5 Group в прошлом году увеличился на 26% к предыдущему году, и достиг 33% доли в розничном товарообороте. В 839 магазинах и супермаркетах прилавки оформлены стопперами на ценниках «Продукт Татарстана» и «Сделано у нас. Татарстан». Доля местных производителей в категории хлеб и хлебобулочные изделия достигла 85%, питьевое молоко – 73%, мясо и мясная гастрономия – 55%. В магазинах «Магнит» доля хлебобулочной продукции местного производства – 96%, питьевого молока – 46,3%, мяса – 20,6%. По итогам 2022 года, объем поставок татарстанских производителей в торговую сеть в РТ составил 40,7 млрд рублей. В 886 магазинах сети прилавки оформлены рекламными стопперами «Покупайте татарское».
«Татарстан ежегодно входит в лидеры Нацрейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ. И это действительно так, многие крупные федеральные компании выбирают Татарстан регионом приоритетного развития и успешно работают на протяжении более 20 лет, увеличивая количество торговых объектов и развивая работу с локальными производителями. Последний пункт стратегически важен для республики. Жители Татарстана должны получать свежие и качественные продукты питания, а наши производители – гарантированные каналы сбыта, как в региональных, так и в федеральных сетях. Поэтому минпромторг РТ ведет системную работу по продвижению локальных производителей и фермеров в ритейле. Сегодня больше всего товаров местного производства среди молочных продуктов, хлебобулочных изделий и мясной гастрономии. Из года в год мы фиксируем рост доли локальных продуктов в магазинах республики», — заявил заместитель министра.
В числе задач на 2023 год Этус назвал выстраивание дальнейшего конструктивного диалога «производитель-розничная сеть» внутри региона, развитие электронной торговли, складской и транспортной инфраструктуры, содействие росту конкурентоспособности татарстанской продукции в других регионах и расширение международных связей.
Региональная полка
Как сообщили РБК Татарстан в Х5 Group (сети «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик»), в 2022 году компания начала сотрудничать с 20 новыми поставщиками из республики. На долю татарстанских поставщиков приходится 15,6% от общего количества в Приволжском ФО. Продукцию в магазины X5 поставляют 119 компаний республики.
Объем поставок производителей из Республики Татарстан в торговые сети X5 Group в прошлом году, по сравнению с 2021 годом, увеличился на 26% и достиг 33% доли в товарообороте. Доля местных производителей в категории «хлеб и хлебобулочные изделия» составляет 85%, в категории «питьевое молоко» – 73%, «мясо и мясная гастрономия» – 55%.
«В каждом регионе присутствия компания стремится обеспечить максимальное количество продукции локальных поставщиков в своих магазинах. Доля местных производителей в товарообороте торговых сетей «Пятерочка» и «Перекресток» в некоторых регионах доходит до 30%. В целом, доля отечественной продукции на полках Х5 – около 90%», — сообщили в Х5 Group.
В границах Приволжского федерального округа наибольшее количество новых поставщиков (26) зарегистрировано в Самарской области, 23 - в Башкортостане, по 17 в Республике Марий Эл и Нижегородской области.
«Все торговые сети, входящие в X5 Group, активно закупают продукцию местных поставщиков, которая затем появляется на полках магазинов. В каждой сети представлен широкий ассортимент различных категорий товаров, однако доли категорий, действительно, могут варьироваться. Так, в «Пятерочке» представлен широкий ассортимент для ежедневных покупок, в «Перекрестке» ассортимент более широкий (в том числе – за счет готовой еды в магазине и в кафе)», — рассказали РБК Татарстан в компании.
В Приволжском ФО компания в 2022 году начала сотрудничать со 156 компаниями, из которых 33 – индивидуальные предприниматели, 36 – малые, а 107 – микропредприятия. Всего в ПФО продукцию в сети X5 поставляют 765 компаний (14,8% из общего количества поставщиков).
По числу новых поставщиков ПФО замыкает тройку лидеров, возглавляет которую Центральный федеральный округ, где стартовало сотрудничество с 534 новыми партнерами. На втором месте Северо-Западный ФО (170 новых поставщиков). В целом, сообщили в Х5, в прошлом году компания начала сотрудничать со 1 174 российскими поставщиками. Среди новых партнеров 803 компании являются микропредприятиями, 243 – малыми. В общей сложности, на полках магазинов Х5 на конец прошлого года была представлена продукция порядка 5,2 тыс. поставщиков.
В компании сообщили, что доля субъектов малого и среднего бизнеса среди поставщиков в 2022 году составила порядка 70%. Для расширения пула небольших поставщиков в прошлом году был открыт 21 «фермерский островок» в формате shop-in-shop (магазин в магазине). В феврале компания провела первую федеральную конференцию партнеров в сфере малого предпринимательства «Малому бизнесу – большую полку!», в рамках которой участники обсудили форматы совместной работы малого бизнеса с большим ритейлом, а также меры поддержки малых предпринимателей с представителями государственных органов, отраслевыми и профильными ассоциациями и организациями.
Начальник отдела развития продовольственного рынка министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ Артур Шамсиев сообщил, что содействие продвижению региональных производителей вместе с минпромторгом и Госалкогольинспекцией оказывает и минсельхоз. При участии представителей торговых сетей проводятся встречи с предпринимателями, которые хотят поставлять свою продукцию ритейлерам. На них озвучиваются требования к товарам и освещаются другие вопросы.
«Эти встречи предназначены для компаний малого и среднего бизнеса, так как крупные предприятия представлены в торговых сетях от и до, так как они соответствуют всем требованиям для прохождения аудита со стороны ритейлеров, для них главное, чтобы им подошли те условия работы, которые предлагают сети», — сказал Шамсиев.
Он добавил, что сети заинтересованы в сотрудничестве с производителями из муниципальных районов РТ, например, в категории хлебобулочных изделий, молочной и прочей продукции недлительного хранения. И минсельхоз оказывает содействие, чтобы производители и ритейлеры узнали друг о друге.
Шамсиев отметил, что положительное влияние оказало создание ритейлерами распределительных центров, которые облегчили логистику региональным производителям. «Раньше у предприятий были автопарки из 50-60 машин, которые либо ежедневно, либо раз в 2-3 дня развозили продукцию в магазины. А сейчас продукцию огромными фурами доставляют в распределительные центры, откуда ее доставляют в магазины. Это позволило сократить издержки бизнеса», — отметил Шамсиев.
Покупать и продавать татарстанское
Директор ООО «Камамбер» Алмаз Насыров рассказал РБК Татарстан, что сотрудничество с федеральным ритейлером позволяет региональному производителю нарастить объемы выпуска продукции, так как увеличивается объем продаж. По словам предпринимателя, выпускаемые на татарстанском заводе сыры планируется начать поставлять за пределы республики. Сейчас они представлены внутри региона «Нас уже завели в распределительный центр», — сказал Насыров. Предприниматель высказал пожелание, чтобы сотрудничество с федеральным ритейлом развивалось более оперативными темпами, чем сейчас.
Председатель Ассоциации фермеров и крестьянских подворий РТ Камияр Байтемиров в беседе с РБК Татарстан отметил, что у крупных предприятий нет проблем с заходом в федеральные сети, так как они соответствуют всем требованиям. Сельскохозяйственную продукцию поставляют предприниматели, объединенные в сельскохозяйственных потребительских кооперативах. На полках представлены овощи, однако мяса или колбасных изделий нет. В категориях молочной продукции и хлебобулочных изделий в магазинах превалируют татарстанские поставщики.
По словам заместителя председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в АПК, гендиректора Petrova 5 Consulting Марины Петровой, «фермерскую историю» отрабатывают все торговые сети, включая дискаунтеры. На полках представлены фермерские овощи, молочная продукция и так далее. Однако важно, чтобы производимые фермерами товары соответствовали требованиям сетей, в частности, по объемам производства для регулярных поставок и предъявляемым к товарам стандартам. Кроме того, у фермерской продукции высокая себестоимость, а покупательская способность населения снижается.
Марина Петрова отметила, что лояльность потребителей к местным производителям очень высока. По ее оценке, доля продукции местных производителей в регионах может достигать 30-40% в объеме продаж. Остальное делят между собой федеральные, зарубежные производители и небольшие предприятия.
«Я думаю, что российским производителям нужно активнее работать с потребителями, понимать, что им нужно, подстраиваться под спрос, а не почивать на лаврах, заняв освободившуюся долю рынка. Чтобы покупатель остался с ними надолго, необходимо выстраивать коммуникации, поддерживать лояльность аудитории, имеющиеся продажи и, конечно, наращивать их. А для этого нужно активно работать с точки зрения интернет-продвижения, коммуникации бренда, возможно, проводить ребрендинг, менять ассортимент, дополняя его новинками»,— сказала Петрова.
Подпишись на Telegram РБК Татарстан