Доллар за 65 рублей: эксперт призывает Россию вернуться к копейке
– Каков ваш прогноз по соотношению курсов валют по отношению к рублю? Можно ли ждать резкого удешевления национальной валюты?
По оценкам ИАЦ «Альпари», если бы не интервенции российского минфина курс рубля был бы в коридоре 55-60 руб. за доллар. Из-за слабого рубля растет несырьевой экспорт, в 2018 году он достиг почти $150 млрд. Однако, я сторонник сильного рубля. Это более низкая инфляция, более низкие процентные ставки. Больший рост спроса на российские акции и облигации со стороны глобальных инвесторов.
Есть и еще один момент – российские власти постоянно говорят о патриотизме, призывают деловых людей вернуть капиталы из оффшоров в Россию, но при этом минфин покупает доллары. Как можно доверять стране, если в нее не верит даже собственное министерство финансов? Этот вопрос и у инвесторов, и у простых россиян давно без ответа.
Пока мы ориентируемся на курс 65 руб. за доллар США.
– Возможна ли деноминация рубля и можно ли на ней заработать?
Мы давно отмечаем, что России стоит вернуться к копейке, проведя деноминацию 1 к 100. Это вопрос времени. В этом случае, новый рубль будет близок к советскому образца 1984 года. А курс рубля, кстати, будет 60-70 копеек за доллар, также как в советское время. Очень достойный финал проведенных в России экономических реформ. Стоит ли бояться деноминации? Однозначно нет, это техническая мера. А можно ли заработать? В принципе, есть шанс.
Естественно, деноминация – это новые деньги. И менять старые деньги на новые стоит далеко не все. Спустя некоторый период времени они станут очень популярны у коллекционеров. Я бы сейчас сделал себе коллекцию из современных монет и денежных знаков в качестве инвестиции в будущее. Думаю, через 10-20 лет этот пакет будет стоить серьезных денег, как сейчас люди хорошо платят за царские или советские денежные знаки. А ваучер с автографом Чубайса вообще, говорят, стоит астрономическую сумму.
– Когда в России могут запустить исламский банкинг в рабочем формате? Какова практика сейчас?
Пока не готова нормативная база, это невозможно. Вопрос обсуждается уже несколько лет, однако процесс идет очень медленно. Вероятно, должно быть политическое решение, которого пока нет. Скорее всего, это зависит еще от взаимоотношений России с ведущими исламскими государствами, прежде всего, с Ближнего Востока.
– В чем его преимущества? И будет ли он пользоваться популярностью в стране? Какие оценки по доле заинтересованного населения и доле этого продукта в ряде других банковских продуктов вы можете дать?
Точные цифры дать достаточно сложно. Все будет зависеть от рекламы, фактически придется формировать спрос. Однако, в любом случае это очень перспективный рынок. В России проживает около 20 млн мусульман. Татарстан и Башкортостан являются высокоразвитыми нефтяными регионами, обладающими серьезным промышленным потенциалом. «Татнефть» – одна из «голубых фишек» российского рынка акций.
– Какой он может принести экономический эффект (в частности, можно ли ждать увеличения объема инвестиций с Востока)?
Мусульман в мире 1,5 млрд, среди богатых исламских стран есть серьезные потенциальные инвесторы в Россию. Однако пока их вложения в Россию достаточно скромны. Например, деньги из исламских государств составляют менее 1% оборота Московской биржи. При этом, несмотря на недавний рост, российский фондовый рынок по мультипликаторам остается одним из самых дешевых, а значит, привлекательным для иностранных инвестиций в мире. Дисконт к историческим максимумам по долларовой капитализации составляет 50%.
Уникальная ситуация – дорогая нефть и дешевый рубль делает особенно привлекательными инвестиции в акции нефтегазовых экспортеров, которые сейчас щедро радуют акционеров дивидендами. Потенциальный объем исламских инвестиций оценивается в $10-15 млрд.
– Возможно ли появление новой валюты, объединяющей восточные страны Евразии, в ближайшие 5-10 лет? Есть ли предпосылки к этому? Какие?
Единую евразийскую валюту предложил еще первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в далеком 1994 году. Есть точка зрения, что время упущено, однако, мы так не думаем. В 2012 году мы даже придумали для евразийской валюты свое название – алтын. Русское слово «деньги» имеет тюркский корень, созвучный казахскому тенге. Понятно, что без России единая евразийская валюта невозможна, а пока Россия под санкциями – это очень спорная идея.
Ядро для единой евразийской валюты это – Беларусь, Российская Федерация и Казахстан. Президент Беларуси Александр Лукашенко совсем недавно высказался в поддержку евразийского евро. Однако в перспективе на алтын могут перейти экономики Киргизии, Монголии и даже Турции и Азербайджана. Алтын должен стать валютой единого русско-тюркского мира.