Как кризис подрезал крылья аэропорту Казани
Как заявил начальник отдела авиационного маркетинга аэропорта «Казань» Мяткурбан Маткаримов, пассажиропоток «МАК» вряд ли в этом году перешагнет рубеж в 2 миллиона человек. Хотя, такую задачу в начале года озвучивал премьер-министру Ильдару Халикову министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин.
«У нас еще целый квартал, но боюсь этой цифры в 2 млн человек мы уже не достигнем. Будет либо уровень прошлого года, либо будет незначительный рост», - заявил он и напомнил, что в 2014 году казанский аэропорт обслужил 1 млн 860 тысяч человек.
По словам Маткаримова, за 9 месяцев года услугами казанского аэропорта воспользовались 1 млн 387 тысяч пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пассажиропоток сократился на 7,9%. Число пассажиров на международных рейсах снизилось к прошлому году на 26%. Впрочем, регулярные рейсы в Стамбул, Хельсинки, Анталию, Шарм-эль-Шейх, Дубай сохранили своих клиентов. На рейсах из Казани по странам СНГ пассажиропоток уменьшился на 11%. Представитель «МАК» связал это с оттоком из РФ в целом и Татарстана в частности рабочих мигрантов.
А вот на внутренних линиях произошел прирост - на 8,2%. Например, в Симферополь из Казани отправились 54,6 тысяч человек – в три раза больше, чем в 2014 году, когда в Крым улетели только 13,1 тыс.пассажиров. Пассажиропоток на рейсы в Москву увеличился в этом году на 5%, в Санкт-Петербург – на 15,4% и так далее.
«Кризис не обошел нас стороной. Мы, авиационная отрасль, как лакмусовая бумажка: все, что происходит в стране и в мире, так или иначе касается авиаотрасли», - констатировал он.
Мяткурбан Маткаримов подчеркнул, что, несмотря на падение пассажиропотока, руководство аэропорта столицы РТ не видит причин предаваться пессимизму. В 2015 году в аэропорт пришли новые перевозчики, включая новую татарстанскую авиакомпанию «ЮВТ аэро». По словам представителя «МАК», перевозчик будет работать над возрождением маршрутной сети обанкротившейся «Ак барс аэро», которая в 2014 году летала по 38 маршрутам. Некоторые рейсы уже открыты, например, Казань-Волгоград, в планах – другие города РФ и полеты за границу. По словам Маткаримова, за границу «ЮВТ аэро» может начать летать через 2 года с момента создания: таковы международные воздушные правила.
В 2015 году, напомнил Мяткурбан Маткаримов, ввела новый рейс в Екатеринбург АК «Руслайн», авиакомпания «Ангара» начала вместо «Ак барс аэро» летать в Новосибирск, рейс в Астану открыла казахская Scat . В недалеком будущем, несмотря на снижение пассажиропотока по странам СНГ, «Red wings» планирует полеты в Ереван. Этот же перевозчик планирует в 2016 году открыть рейсы в Тель-Авив. Ведутся переговоры с венгерским лоукостером «Wizz air» и рядом китайских авиакомпаний.
«Неплохим показателем» представитель казанского аэропорта назвал тот факт, что рейсы в расписании сохранили авиакомпании «Vueling Airlines» - в Барселону, и «Finnair», которая, впрочем, прекращает полеты на зиму, но возобновит их, по словам Маткаримова, весной-летом. Тогда же должны возобновить полеты в Прагу «Чешские авиалинии».
Уход авиакомпании «Трансаэро», по словам Мяткурбана Маткаримова, не сказался на работе аэропорта «Казань». Рейсы в Москву, напомнил, он выполняют «Аэрофлот», «Red Wings», «Сибирь», «Ю-тэйр». С 26 октября к ним присоединится еще один, новый для Казани авиаперевозчик – «NordStar».
Как рассказал журналистам глава авиакомпании Леонид Мохов, рейсы вообще-то являются транзитными – через столичный «Домодедово» из Казани можно со стыковкой попасть в Красноярск, Сочи, Краснодар, Норильск, Минеральные Воды, Махачкалу и так далее. Летать самолеты будут два раза в день. Тариф до Москвы на первоначальном этапе из столицы РТ составит 1,8 тысяч рублей, с учетом всех сборов придется заплатить около 2,5 тысяч.
«У наших самолетов емкость 172 места. Мы думаем, что к лету загрузка на этих рейсах будет не менее 80%. Сегодняшнее начало тяжеловатое для нас, так как мы агрессивно вошли на рынок», - заявил Л.Мохов.
«Несмотря на то, что есть негативные моменты, позитивных тоже не так мало. Ведется ежедневная работа, каждый день изучается рынок, проводится работа с авиакомпаниями. Сейчас в разработке находится новая программа мотивации авиакомпаний, с учетом этих нелегких кризисных моментов. Мы понимаем, что каждой авиакомпании сейчас сложно удержать свои позиции на рынке и, особенно осваивать, новые маршруты», - заявил М.Маткаримов.