Лента новостей
Все новости Татарстан
Путину заранее доложили о деле Абызова Политика, 20:19 Медведева проинформировали о задержании Азызова Политика, 20:13 СК возбудил дело после ранения ножом школьницы в Москве Общество, 20:09 Huawei представила два флагманских смартфона Технологии и медиа, 20:07 Власти Башкирии расторгнут договор с управляющей роддомом Салавата фирмой Общество, 19:58 Дело против экс-министра «открытого правительства» Абызова. Главное Политика, 19:51 СМИ узнали о том, как в Белом доме отговорили Трампа от отмены санкций Политика, 19:45 МИД назвал основания для присутствия российских военных в Венесуэле Политика, 19:35 Lamborghini сообщила о проведении проверки из-за названия бренда Aurus Бизнес, 19:34 «Жесткий и упрямый»: 10 фактов о Михаиле Абызове Политика, 19:32 Путин назвал слухами планы о замене музыкальных школ на худкружки Общество, 19:21 Выживание и борьба: что будет с майнингом из-за изменения курса Bitcoin Крипто, 19:18 «Барселона» отказалась от переговоров по трансферу Гризманна Спорт, 19:18 Выходи на поле: где поиграть в футбол с друзьями на выходных РБК и Футболер, 19:16
Татарстан ,  
0 
Страсти по «Альтаиру»: проект ударного дрона минобороны оставили в Казани
Разработку и производство беспилотника «Альтаир» забрали у ОКБ им.Симонова, но оставили в Казани. В воздух разрабатываемый с 2013 года дрон обещали поднять весной или летом 2019 года
А.Гомзин презентует С.Шойгу проект беспилотника. Казань, 2013 год   (Фото: tatarstan.ru)

Вчера замминистра обороны РТ Алексей Криворучко в интервью телеканалу «Звезда» опроверг информацию о прекращении работы над проектом «Альтаир», заявив, что появился новый исполнитель.

«У нас действительно произошли изменения, эту работу выполняет другой подрядчик. В следующем году этот самолет будет поднят в воздух», – сказал Криворучко.

Новое подразделение по производству беспилотников

Сегодня заместитель министра обороны находится в Казани. Как сообщила пресс-служба минпромторга, вместе с президентом РТ Рустамом Миннихановым Криворучко посетил «новое подразделение по производству летательных аппаратов, размещенное на площадях одного из авиационных предприятий города». В ходе визита он сообщил, что первый полет обновленного беспилотника состоится в мае-июне 2019 года.

Название организации, которое передали проект тяжелого беспилотника, не озвучили. В пресс-службе президента региона РБК Татарстан сообщили, что просьба сохранить секретность поступила от министерства обороны России. Сегодня на территории этого предприятия состоялось закрытое совещание. В казанском Кремле отметили, что речь идет не о Казанском авиационном и не о Казанском вертолетном заводах, которые сегодня тоже посетили Минниханов и Криворучко.  

«Проект двигается. Мы сегодня проводили совещание, смотрели результаты. Есть небольшое отставание, но мы сейчас его будем наверстывать, поэтому эта работа точно будет выполнена. Первый полет мы планируем примерно на май-июнь, уже в обновленной комплектации», – цитирует Криворучко официальный сайт президента РТ.

В пресс-службе минпрома республики сообщили, что под проект «Альтаир» задействуют уже имеющуюся в регионе производственную инфраструктуру и кадры. «Это стало определяющим для принятия решения о выборе места открытия подразделения в Казани. Ранее озвучивались версии переноса производства в другие регионы с уходом квалифицированных сотрудников», – сообщили в пресс-службе министерства.

РБК Татарстан направил запрос в ОКБ им.Симонова. На момент публикации ответ не поступил.

Повлияли технические сложности

Российский эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов в беседе с РБК Татарстан отметил, что о выходе ОКБ им.Симонова из проекта «Альтаир» было известно уже давно. Криворучко 19 декабря официально подтвердил эту информацию.

«Полагаю, что российское министерство обороны сохраняет высокий приоритет для работ в области беспилотных систем. Возможно, в первую очередь, в том, что касается таких тяжелых систем, как БЛА «Орион» и БЛА «Альтаир». И если с первым ситуация выглядит более-менее позитивно, то вокруг второго, очевидно, дело обстоит сложнее, что, разумеется, вызывает беспокойство заказчика», – сказал он.

По мнению эксперта, тот факт, что руководитель ОКБ им.Симонова Александр Гомзин в 2018 году стал фигурантом уголовного дела, сыграл роль в решении по передаче проекта «Альтаир» другой компании. Однако основная причина была иной.

«Полагаю, что исполнитель столкнулся с техническими сложностями, что в итоге привело к превышению затрат по проекту свыше ассигнованных государством средств. В условиях отсутствия возможности привлечения дополнительных инвестиций это могло стать реальной угрозой для реализации «Альтиуса» (он же «Альтаир» – РБК Татарстан). На настоящий момент непонятно, в каком виде будет далее реализоваться проект: будет ли он просто продолжен другим исполнителем, или имеющийся задел ляжет в основу какой-то новой разработки», – сказал Федутитов.

Напомним, информация о том, что проект тяжелого беспилотника заморожен, появилась в СМИ 9 октября. Собеседник РБК Татарстан, знакомый с ситуацией, сообщал, что проект могут передать Уральскому заводу гражданской авиации. В минпромторге заявили, что работают над тем, чтобы «Альтаир» остался в Казани.

Казанское конструкторское бюро им.Симонова выиграло конкурс минобороны России на разработку тяжелого беспилотника в 2011 году. Проект получил название «Альтаир». Сумма заключенного в 2013 году контракта составила 1 млрд рублей. Масса беспилотника должна была превышать 5 тонн, максимальная дальность полета – более 10 км. Реализация проекта затянулась. Например, на 2018 год был анонсирован старт его серийного производства. В прошлом году «Ведомости» со ссылкой на собеседников в руководстве «Ростеха» написали, что проект подорожал и требует более 2 млрд рублей вложений, и разработчики рассчитывают получить дополнительно порядка 1,5-2 млрд. Изменились и технические параметры машины, например, она «потяжелела» до 7 тонн.

18 апреля 2018 года генерального директора ОКБ им.Симонова Александра Гомзина арестовали по подозрению в нецелевом использовании субсидий. Официальной информации о сумме ущерба не было, но, по данным СМИ, он составил 900 млн рублей. 29 ноября замглавы СУ СКР по РТ Владимир Циома сообщил, что на Гомзина завели второе уголовное дело. Фабулу он не озвучил, сообщив, что оно, как и первое, связано с выполнением госзаказа. Оба дела из Татарстана забрали и передали сотрудникам Главного следственного управления по Нижегородской области Центрального аппарата Следственного комитета России.

СМИ писали, что Гомзин в январе 2018 года написал письмо в ФСБ. В этом послании он заявил, что конструкторское бюро подвергается попыткам рейдерского захвата, а от него с помощью угроз злоумышленники требуют покинуть пост генерального директора. Гомзин выдвинул обвинения в адрес ряда татарстанских чиновников и представителей бизнеса.

Александр Гомзин руководит ОКБ им.Симонова с 2000 года. Организация ведет свою историю с 1959 года. Тогда было зарегистрировано государственное союзное опытно-конструкторское бюро спортивной авиации Госкомитета совета министров СССР по авиатехнике. В 2010 году предприятие перестало быть государственным, став ОАО. С 1982 до 2014 года бюро называлось «Сокол», после чего ему присвоили имя конструктора Сергея Симонова. По данным ИАС Seldon.Basis, у бюро 112 совладельцев. Одному из них – АО «Сокол-Инвест» – принадлежит 94,6% в уставном капитале, оставшиеся 5,4% – у граждан России. С 2010 по 2014 год в составе совладельцев было минзеимущество Татарстана. По итогам прошлого года, ОКБ на 105%, в сравнении с 2016-м, увеличило чистую прибыль – до 15 млн руб., выручка выросла на 7% до 1,6 млрд руб.